Learning How To Learn, обучение и шоколад

Прошёл курс Learning How to Learn. Вот, что я оттуда вынес.

Память дырявая

Через пять минут забываешь половину. На следующее утро почти всё. Если не повторять и не использовать знание, через пару недель забудешь навсегда. Так физически устроен мозг, это нормально.

Полезно повторять информацию своими словами

После каждого кусочка текста или видео стоит делать паузу и проговаривать, что понял, своими словами. Пока смотрю лекцию, чувствую, что всё понятно. А как попытался сформулировать, оказывается что «Ой!». Можно формулировать мысленно → или проговаривать про себя → но лучше вслух → или сразу обсуждать с кем-то.

С формулирования начинается осознание.

Конспекты от руки повышают усвоение материала

То ли потому что движения рукой что-то там стимулируют в мозгу, то ли потому что заставляют формулировать каждую мысль своими словами. А те, кто быстро печатают и успевают записать лекцию почти дословно, могут вообще ничего не успеть осознать.

Короче, я уже несколько месяцев как половину работы делаю в физическом бумажном блокноте с ручкой. Мне нравится. Кажется, что помогает меньше тупить.

Тесты в конце нужны не для проверки, а чтобы заставить повторить

Рассчитывать, что ученик будет сам всё повторять и проговаривать не стоит. Тест заставляет его это сделать. Там могут быть самые банальные вопросы, но чтобы на них ответить, надо хотя бы чуть-чуть включить мозг и подумать над материалом. Теперь я понимаю, что так правильно.

Больше тесты меня не раздражают. Даже если тест скучный, использую это время чтобы подумать на тему — какие рождаются ассоциации, что с чем связано. Тоже польза.

Интервальное обучение работает

Из того, что неиспользуемые знания растворяются, вытекает логичная идея устроить принудительное использование. Пишешь карточку → вспоминаешь, что на карточке. Не вспомнил? Попробуй через пять минут. Вспомнил? Попробуй через день. Я даже скачал Anki и потестировался на запоминании сербского алфавита. Работает)

Ещё применил её для напоминалок себе о том, что хочу запомнить и осознать. Как-нибудь ещё напишу об этом.

Сон важен для обучения

Во сне мозг вспоминает, реструктурирует и запоминает информацию. Если спать мало или плохо, запомнится тоже мало и плохо. До сих пор я скорее относился ко сну как к досадной необходимости, а тут осознал, что «на клеточном уровне-то я работаю!» :-) То есть на уровне осознания и переукладки знаний.

Завёл себе умные часы, которые считают сон. Если реального времени сна меньше 6 часов, соображаю хуже. И теперь понимаю, почему.

Мозг работает в двух режимах: сфокусированном и рассеянном

В сфокусированном изучать и делать, в рассеянном осознавать и придумывать. Лучше всего переходить из одного в другой и обратно на каждом этапе решения задачи. Заставлять себя третий час концентрироваться на задаче бесполезно.

Информация укладывается в мозг чанками

Это такие кусочки информации. Сейчас вам надо прочитать целый абзац, чтобы понять о чём речь, и он загружает всю оперативную память. А когда осознается, слово «чанк» станет атомарной единицей информации. И можно переходить к более сложным концепциям.

Та же фигня с физическими навыками. Сначала «завязать шнурки» это множество сложных последовательных действий. А потом как будто одно.

Из чанков строится дерево знаний и мастерство исполнения.

Мозг похож на мышцу

Мозг можно тренировать так же, как мышцы. Для этого надо начинать с простого, делать регулярно. чередовать нагрузку и отдых, доводить навыки до автоматизма.

Если же мозг не качать, то он стухнет.

Физическая нагрузка помогает соображать

Хорошая тренировка успокаивает психику. Принудительно переводит мозг в рассеянный режим. Прокачивает кровь, очищает. Резко начинают расти новые нейроны. Улучшается долгосрочная память.

Из того, что мне подходит, пока нашёл длительные интенсивные прогулки. И трекинг, но пока редкий.

Важно переключение

Нагрузка — отдых. Мозг — тело. Работа — игра. Надо — хочу. Без давления — под давлением. Один — с людьми.

Вопрос на подумать в конце занятия

Понравилась идея в конце некоторых блоков задавать вопрос на подумать. Не факт, что ответы кто-то читает, но интересно подумать самому. Срабатывает как триггер, чтобы перейти из режима потребления информации в режим обработки. Последний вопрос был «А как вы учитесь?». Задумался.

Как я учусь

Когда мне что-то надо для моих игр (работы, например), я просто копаю всю доступную информацию. Составляю картину в голове, пока не почувствую, что понимаю тему достаточно хорошо. Хотел написать, что для интересных задач никакие специальные техники не нужны, но потом осознал, что кое-что из них начал применять неосознанно. Кажется, это лучший результат, который мог дать курс :-)

Когда мне хочется отдохнуть, я смотрю лекции и читаю ридер. Раньше я думал, что я так учусь, но нет. Это просто дешевый дофамин. Мозгу кажется, что он узнал что-то новое, и он радуется. Это как жрать шоколад, когда голодный. Ну а то что картина мира как-то расширяется, база знаний пополняется, и я потом в реальных задачах быстро могу срастить что к чему — это всё случайный бонус. Шоколад, кстати, тоже полезен для мозга. Вроде. Или нет. Где-то я об этом читал...

На фото я готовлю структуру выступления, используя маркер и стикеры, а не ноут и гугл.докс
Поделиться
Отправить
Запинить
2 комментария
Лилия Линок 2017

Всеволод, не могу промолчать из-за эмоций: текст-саммари прекрасный и иллюстрация такая же. Я ведь сначала это френч-виндоу стала рассматривать и анализировать дизайнерское решение про расположение жёлтых квадратов с особым смыслом (игра со светом и тенью и т. п. :-). Заметка информативная, честная и полезная. Всё так и всё про меня. Спасибо, точно пригодится.

Дима 2017

Собирался тоже пройти в этом году. А вы уже всю инфу слили! (шутка)
Прочитав отзыв убедился ещё раз, что обязательно нужно пройти.

На эту же тему очень советую прочитать статью Neuralink by wait but why. Это статья о новой компании Илона Маска, но автор делает очень подробный экскурс в принципы работы мозга.

Популярное