Прыгаю с парашютом, езжу на мотоцикле, руковожу www.it-agency.ru.

Самые комментируемые за месяц

Смысл не в том, чтобы сделать. Смысл в том, чтобы сделать быстрее

12 июня, 15:00

Для кого-то это не новая мысль, а для меня новая. Но сначала маленькая предыстория.

Я ненавижу сроки и давление на скорость

Для меня нет ничего более демотивирующего, чем дедлайн! Дайте мне задачу — и я сделаю её. Дайте мне задачу со сроком — и я не смогу делать ни её, ни другие задачи, потому что сроки бесят. Тут я немного преувеличиваю, но часто это так. Я оправдываю себя тем, что люблю делать круто. У меня хватит упёртости сделать и сделать хорошо, но отстаньте от меня со своими сроками!

А тут смотрю интервью с Маском. Он говорит, что мир в любом случае перейдёт на альтернативные источники энергии, потому что обычные начнут заканчиваться и цены расти. И то, что они в Тесла делают, — это ускоряют этот переход лет на 10. То есть для них смысл не в том, чтобы перейти на альтернативные источники энергии. Смысл в том, чтобы сделать это быстрее.

Щёлк!

Смысл не в том, чтобы сделать. Вокруг дофига умных людей, которые всё сделают. Смысл в том, чтобы сделать это быстрее.

Личные примеры:

Когда мы в агентстве делаем для клиента построение продаж, смысл не в том, чтобы наладить клиенту правильный маркетинг и продажи. Рано или поздно он там сам или с кем-нибудь справится. Это не космические технологии, всё давно описано. Смысл в том, чтобы сделать это быстрее.

Когда мы полтора года думаем про правильное и крутое образование в нашей сфере, смысл не в том, чтобы сделать его. Рано или поздно сделаем. А не сделаем мы — сделает кто-то другой. Смысл в том, чтобы сделать это быстрее.

Когда я думаю о развитии экосистемы агентства, смысл не в том, чтобы развить её. После определённого этапа она и без меня отлично разовьётся. Смысл в том, чтобы сделать это быстрее.

А ещё это один из критериев профессионального роста. Когда есть достаточно времени, любой сделает. А ты попробуй сделать быстрее!

Тематическая картинка с телефона

Качества, которые я ценю в людях

22 сентября 2012, 5:46
Сверхлюди (которых не существует) Их абстрактные антиподы
Обладают сильной внутренней мотивацией; Пассивны, действуют от обстоятельств;
выкладываются на 100% для самосовершенствования; прикладывают минимальные достаточные усилия;
легко проникают в суть вещей; поверхностны и недальновидны;
самонаводящиеся, думают как созидатели; не выходят за рамки логики решателей;
последовательны и логичны; противоречат сами себе;
нетерпимы к бреду и фальши. спокойно живут в мире Кафки.
Принимают новые вызовы; Говорят «это невозможно» и всё;
проявляют инициативу, делают больше; если можно не делать — не делают;
впитывают любые доступные знания; боятся показаться глупыми или неосведомленными;
ищут конструктивную критику и делают выводы; бессознательно игнорируют критику;
стремятся понять больше, чем доказать; доказывают неправоту оппонента, а не ищут правду;
считают, что успехи зависят от стараний; считают успехи везением и на этом успокаиваются;
вдохновляются успехами других. чуют в них угрозу.
Осознают себя частью группы; Занимают позицию «меня это не касается»;
доводят дела до конца; не чувствуют разницы между «делать» и «сделать»;
берут ответственность на себя; избегают любой ответственности;
не боятся доверять людям; стремятся всё контролировать;
эмоциональны и открыты; не понимают и подавляют собственные эмоции;
не позволяют эмоциям влиять на решения. на эмоциях принимают ошибочные решения.

Не обязательно обладать всеми качествами из левой колонки. Но важно хотя бы принимать их как положительные.

Вопросы
Что важное забыл? Что лишнее? Что дублируется? Что не в той колонке?
Пост постоянный, комментарии принимаются и через месяц, и через год.

Learning How To Learn, обучение и шоколад

13 мая, 16:26

Прошёл курс Learning How to Learn. Вот, что я оттуда вынес.

Память дырявая

Через пять минут забываешь половину. На следующее утро почти всё. Если не повторять и не использовать знание, через пару недель забудешь навсегда. Так физически устроен мозг, это нормально.

Полезно повторять информацию своими словами

После каждого кусочка текста или видео стоит делать паузу и проговаривать, что понял, своими словами. Пока смотрю лекцию, чувствую, что всё понятно. А как попытался сформулировать, оказывается что «Ой!». Можно формулировать мысленно → или проговаривать про себя → но лучше вслух → или сразу обсуждать с кем-то.

С формулирования начинается осознание.

Конспекты от руки повышают усвоение материала

То ли потому что движения рукой что-то там стимулируют в мозгу, то ли потому что заставляют формулировать каждую мысль своими словами. А те, кто быстро печатают и успевают записать лекцию почти дословно, могут вообще ничего не успеть осознать.

Короче, я уже несколько месяцев как половину работы делаю в физическом бумажном блокноте с ручкой. Мне нравится. Кажется, что помогает меньше тупить.

Тесты в конце нужны не для проверки, а чтобы заставить повторить

Рассчитывать, что ученик будет сам всё повторять и проговаривать не стоит. Тест заставляет его это сделать. Там могут быть самые банальные вопросы, но чтобы на них ответить, надо хотя бы чуть-чуть включить мозг и подумать над материалом. Теперь я понимаю, что так правильно.

Больше тесты меня не раздражают. Даже если тест скучный, использую это время чтобы подумать на тему — какие рождаются ассоциации, что с чем связано. Тоже польза.

Интервальное обучение работает

Из того, что неиспользуемые знания растворяются, вытекает логичная идея устроить принудительное использование. Пишешь карточку → вспоминаешь, что на карточке. Не вспомнил? Попробуй через пять минут. Вспомнил? Попробуй через день. Я даже скачал Anki и потестировался на запоминании сербского алфавита. Работает)

Ещё применил её для напоминалок себе о том, что хочу запомнить и осознать. Как-нибудь ещё напишу об этом.

Сон важен для обучения

Во сне мозг вспоминает, реструктурирует и запоминает информацию. Если спать мало или плохо, запомнится тоже мало и плохо. До сих пор я скорее относился ко сну как к досадной необходимости, а тут осознал, что «на клеточном уровне-то я работаю!» :-) То есть на уровне осознания и переукладки знаний.

Завёл себе умные часы, которые считают сон. Если реального времени сна меньше 6 часов, соображаю хуже. И теперь понимаю, почему.

Мозг работает в двух режимах: сфокусированном и рассеянном

В сфокусированном изучать и делать, в рассеянном осознавать и придумывать. Лучше всего переходить из одного в другой и обратно на каждом этапе решения задачи. Заставлять себя третий час концентрироваться на задаче бесполезно.

Информация укладывается в мозг чанками

Это такие кусочки информации. Сейчас вам надо прочитать целый абзац, чтобы понять о чём речь, и он загружает всю оперативную память. А когда осознается, слово «чанк» станет атомарной единицей информации. И можно переходить к более сложным концепциям.

Та же фигня с физическими навыками. Сначала «завязать шнурки» это множество сложных последовательных действий. А потом как будто одно.

Из чанков строится дерево знаний и мастерство исполнения.

Мозг похож на мышцу

Мозг можно тренировать так же, как мышцы. Для этого надо начинать с простого, делать регулярно. чередовать нагрузку и отдых, доводить навыки до автоматизма.

Если же мозг не качать, то он стухнет.

Физическая нагрузка помогает соображать

Хорошая тренировка успокаивает психику. Принудительно переводит мозг в рассеянный режим. Прокачивает кровь, очищает. Резко начинают расти новые нейроны. Улучшается долгосрочная память.

Из того, что мне подходит, пока нашёл длительные интенсивные прогулки. И трекинг, но пока редкий.

Важно переключение

Нагрузка — отдых. Мозг — тело. Работа — игра. Надо — хочу. Без давления — под давлением. Один — с людьми.

Вопрос на подумать в конце занятия

Понравилась идея в конце некоторых блоков задавать вопрос на подумать. Не факт, что ответы кто-то читает, но интересно подумать самому. Срабатывает как триггер, чтобы перейти из режима потребления информации в режим обработки. Последний вопрос был «А как вы учитесь?». Задумался.

Как я учусь

Когда мне что-то надо для моих игр (работы, например), я просто копаю всю доступную информацию. Составляю картину в голове, пока не почувствую, что понимаю тему достаточно хорошо. Хотел написать, что для интересных задач никакие специальные техники не нужны, но потом осознал, что кое-что из них начал применять неосознанно. Кажется, это лучший результат, который мог дать курс :-)

Когда мне хочется отдохнуть, я смотрю лекции и читаю ридер. Раньше я думал, что я так учусь, но нет. Это просто дешевый дофамин. Мозгу кажется, что он узнал что-то новое, и он радуется. Это как жрать шоколад, когда голодный. Ну а то что картина мира как-то расширяется, база знаний пополняется, и я потом в реальных задачах быстро могу срастить что к чему — это всё случайный бонус. Шоколад, кстати, тоже полезен для мозга. Вроде. Или нет. Где-то я об этом читал...

На фото я готовлю структуру выступления, используя маркер и стикеры, а не ноут и гугл.докс

Информационный стиль и редактура текста

13 июля 2012, 16:17

Почему дизайнер должен уметь писать текст, кейс, советы, 15-минутное видео по ссылке и прямо под этим абзацем, 2-часовая лекция, 2-дневный практический курс. Автор курса — Максим Ильяхов. Это заметки с курса от 16-17 апреля 2012 года, публикуются с разрешения автора.

Что такое информационный стиль?

Информационный стиль — это новости, инструкции, реклама (когда нужны не только эмоции)

Информационный стиль

  • лаконичный
  • однозначный
  • точный: “более 15 лет” vs “15 лет”
  • объективный (минимум “оценочных суждений”)

Рекламный стиль (стиль убеждения)

  • эмоциональный
  • яркий
  • личностный

Информационный стиль вовсе не претендует на универсальность.

Есть ещё разговорный, официально-деловой, научный, художественный, публицистический. Это разные стили. Если взять тексты в таком стиле и отжать их до инфостиля, они перестанут выполнять свою функцию.

Текст — не лучший и не универсальный инструмент

Иногда лучшим редакторским решением будет не писать ничего.

Почему текст вреден

  • Текст — это “узкий канал”. Картинку лучше представить картинкой.
  • Текст обладает линейной структурой. Схему лучше представить схемой.
  • В идеале — текста нет, потому что и так всё понятно и работает
  • Эмоции передаются с большими искажениями
  • Эффект “много букв”

Почему текст полезен

  • Точный
  • Тиражируемый
  • Абстрактный
  • Подключает воображение

Написано — не значит понято

Письмо: “Ваня! Почему не звонишь? Что с проектом? Юля.”

Любое письмо читается внутренним голосом с определенной интонацией. И эта интонация у отправителя и получателя разная. Инфостиль помогает справиться с этим.

Текст — идеальное средство для передачи абстрактного.

Мебель, связь, транспорт, погода, итерация, смысл, категория, любовь, сотрудничество, дружба, жизнь... Все эти вещи невозможно передать картиной/иконкой. Изображено всегда будет что-то конкретное.

Фальшь, честность и игра

Фальшь

Автор фальшивого текста отделяет себя от аудитории. Он представляет себе его язык, ценности, интересы и образ мыслей. Он представляет себе женщин старше 40 лет, сидящих в Одноклассниках. Автор считает себя умнее своего читателя, и снисходит до него в тексте. Аудитория становится объектом, над которым совершается действие. Никто не любит быть объектом.

Почему чувствуется фальшь?

  • Слишком нарочитый, ненатуральный язык.
  • Непоследовательные ошибки.
  • Вкрадчивые маркетинговые намеки.
  • Усердное продвижение лже-истории.
  • Постоянный акцент на преимущества.
  • Слова-маркеры

Действительно, вправду, по-настоящему, реально, гарантированный, клянусь, проверенный, стабильный, в любом случае, шокирующий, невероятный, все в ваших руках, вы узнаете, прямо сейчас, изменить жизнь, наконец-то, прочтите, попробуйте, не теряете, и всё!

Автор фальшивого текста слишком усердно убеждает нас в его правдивости. Автор хочет до нас донести. Ему очень нужно.

Самоконтроль: вы готовы подписаться под этим текстом и показать его маме?

Честность

Честность — универсальная и беспроигрышная стратегия информационного стиля. Автор честного текста говорит с читателем на равных, по делу и без заигрывания.

Автор честного текста говорит внятно, просто и по делу. Он пишет текст так, как бы он общался на работе — без кривляний, расшаркиваний, с уважением к чужому вниманию и времени, с соблюдением дистанции. Так общаются с равными.

Честно = не пытаемся ничего впарить. Пишем и плюсы, и минусы. Все утверждения только на основе подтвержденных данных. Читатель сам для себя выберет и решит. Ключевое слово “сам”.

Игра

Игра — это самое сложное. Это художественное произведение. Это высший пилотаж.
Игра увлекает читателя, только если понятны её правила и границы. Интеллигентный человек всегда чувствует рамки игры.

Автор игрового текста создает воображаемый образ. Он немного лукавит, но делает это нарочито, энергично и открыто, как в театре или цирке. Плохой автор — как плохой актер — излучает фальшь. Хороший автор показывает своим примером правила игры, и аудитория включается: как зритель или участник.

Например, (ранняя) рассылка АйМобилки. Бывает, игра цепляет, срабатывает на отлично. А в другой раз не цепляет. Или даже вызывает раздражение. Чтобы писать классный игровой текст, надо иметь культурный уровень много выше среднего.

Информативность: меньше слов, больше смысла

См. видео и лекцию по ссылкам в начале поста.

«Живой, энергичный слог всегда точен, краток и немногословен. В предложении не должно быть ненужных слов, в абзаце не должно быть ненужных предложений по той же причине, почему не нужны лишние линии на картине и лишние детали в механизме.”

Как повысить информативность

Сократить

  1. фразы с отглагольными существительными, канцелярские наименования;
  2. усиления и повторы;
  3. спорные и очевидные определения и обстоятельства;
  4. клише, разговорные междометия, лишние союзы и мусорные фразы, особенно использованные неверно;
  5. модальность (должно, можно, нужно, необходимо, не стоит, стоит) и местоимения;
  6. лишнюю информацию, лексические и синтаксические повторы;

Наполнить

  1. раскрыв гиперонимы (аппаратура, продукты, изделия, еда) и подобрав осмысленные глаголы;
  2. добавив недостающую информацию и расставив все по местам.

Нам помогут стоп-слова

Эти слова и выражения обычно работают балластом или используются не по назначению. Стоп-слово — признак неинформативного текста. Не обязательно его сразу удалять, но надо остановиться и подумать.

Междометия и восклицания

Усиляющие и обобщенные определения и наречия
абсолютный, безусловый, в целом, всякий, весьма, общий, около, разнообразный

Определения и наречия в принципе
активный, актуальный, взыскательный, длительный, знаковый, инновационный

Очевидные сущности, местоимения
вы, мы, посетитель, документ, сайт, страница, информация, меню, ссылка, здесь, тут

Клише и канцеляризмы
а также, в лучших традициях, как говорится, осуществлять, оказывать, принимать

Паразиты времени
в настоящий момент, в настоящее время, сейчас, нынче, на сегодняший день

Фразы с отглагольными существительными
делать, осуществлять, выполнять

Осуществлять деятельность по продажи -> продавать
Заниматься дистрибуцией товаров народного потребления на территории России -> поставлять.

Причастный обороты
отвечающего требованиям, обслуживающего население, доставляемых по России
...причастие напоминает разлагающийся трупик глагола...

Страдательный залог
поставляются, устанавливаются, обслуживаются

Качественные прилагательные
Несут какой угодно смысл, а значит никакого. “Высокая башня”, “богатый человек”, “качественный контент”, “известный консультант”. Насколько высокая и богатый? Высотой с 16-этажный дом. Имеет виллу на Лазурном берегу.

Модальность
Механически удалить из текста во всех формах: мочь, долженствовать, нуждаться.

Юмор и шутки
Давайте сначала научимся писать нормальные тексты, а затем уже будем в них шутить.

Сложные предложения
Предложения — разбить. Связки — убить.

Краткое руководство по обращению со знаками препинания

Многоточие...
В информационном стиле многоточие необходимо при опущении части цитат и в диапазонах значений.

Скобки
В скобках содержатся второстепенные пояснения, ремарки, дополнительные сведения. Скобки не меняют пунктуацию основного предложения. Точка в скобках ставится только когда фраза в скобках вынесена в отдельное предложение. Обилие скобок в тексте — признак слишком сложной структуры.

Кавычки
В русском тексте используются французские „ёлочки“ и немецкие „лапки“, в английском — “двойные” и ‘одинарные’.

Дефис
Дефис используется в составных словах, приблизительных значениях и переносах.

Минус
Минус показывает отрицательные значения.

Тире
Тире — это и значительная пауза, и диапазон, и противопоставление, и отбивка цитаты, и реплика диалога, и замена скобкам, и опущенное сказуемое, и что угодно, — только не дефис и не минус.

Пробел
Точка и запятая требуют пробела после себя, в том числе в инициалах. Перед точкой и запятой пробелы не ставятся. Также они не ставятся вокруг тире, обозначающего диапазон значений. В каждом случае нужен один пробел (а не два и не три).

Точка — лучший знак препинания
Точка ставится в конце предложения. Так как список — тоже предложение, его тоже закрывает точка.

“Ничто так не входит в сердце читателя как вовремя поставленная точка”

Анатомия абзаца

Хороший абзац начинается с главной мысли. Следующие два-три предложения поддерживают эту мысль, потому что сама по себе мысль не всегда убеждает. Всегда хорошо дать пример. Закрывает абзац вывод. Абзац — как круглый снаряд: законченный, крепко собранный, самодостаточный.

Правило капрала: скажи, что ты собираешься сказать, скажи это, скажи это ещё раз.

Признак хорошего абзаца: вырванный из контекста, он продолжает работать.

Структура текста

  • Линейная: от начала к концу истории.
  • Параллельная: большие куски подряд.
  • Пирамидальная: от главного к второстепенному.

Параллельная структура

Это несколько историй, связанных общей темой. Куски можно переставлять местами без серьезного ущерба для смысла.

Пирамидальная модель текста

В письме

Главная мысль

Вывод по первому блоку аргументов.
Вывод по второму блоку аргументов.

Суть первого аргумента первого блока. Подробности.
Суть второго аргумента первого блока. Подробности.
Суть третьего аргумента первого блока. Подробности.

Суть первого аргумента второго блока. Подробности.
Суть второго аргумента второго блока. Подробности.
Суть третьего аргумента второго блока. Подробности.

Заключение.

В статье

Общий заголовок
Главная мысль

Вывод по первому блоку аргументов.
Вывод по второму блоку аргументов.

Подзаголовок

Суть первого аргумента первого блока. Подробности.
Суть второго аргумента первого блока. Подробности.
Суть третьего аргумента первого блока. Подробности.

Подзаголовок

Суть первого аргумента второго блока. Подробности.
Суть второго аргумента второго блока. Подробности.
Суть третьего аргумента второго блока. Подробности.

Заключение.

На сайте

Главная мысль общим заголовком

Вывод по первому блоку аргументов.
Вывод по второму блоку аргументов.
[Купить]

Суть первого аргумента первого блока заголовком.
Подробности. Подробности. Подробности.

Суть второго аргумента первого блока заголовком.
Подробности. Подробности. Подробности.

Суть третьего аргумента первого блока заголовком.
Подробности. Подробности. Подробности.

Суть первого аргумента второго блока заголовком.
Подробности. Подробности. Подробности.

Суть второго аргумента второго блока заголовком.
Подробности. Подробности. Подробности.

Суть третьего аргумента второго блока заголовком.
Подробности. Подробности. Подробности.

Подзаголовок заключения
Заключение.

[Купить]

С помощью пирамидальной модели сложно кого-то заинтриговать. Она не подходит для игрового стиля. Зато всё понятно.

Заголовки

Назывные
Просто обозначают, о чем пойдет речь. О компании, услуги, результаты исследования блох

Транзитивные
Сразу дают результат, какой из текста делается вывод. Например, „Путин уволил министра чего-то там. “

Ни о чем
Дурацкие заголовки без связи с текстом и пользы для читателя. Бывает, для повышения кликабельности пишут всякий трэш. Или просто по глупости.

Игровые
Например, заголовок „Утюг в подарок“ для статьи о маркетинговых акциях банков.

Примеры

esquire.ru — никакие заголовки, художественные, заигрывающие
lenta.ru — транзитивные заголовки, но не до конца: инфоповод обозначен, а суть — нет.
glavbukh.ru — чисто транзитивные заголовки. Сразу ясна суть.
maximilyahov.ru/soviet — чисто транзитивные. Сразу дают вывод.

Редактор и редакция

О чем думает редактор

О лицензиях, о правилах пользования, о документе “политика безопасности”, о разделе “помощь”, об альт-текстах и картинках, о текстах ошибок, ответах системы, письмах рассылки, о заголовках страниц, и тексте мелким шрифтом, о надписях на кнопках, о нестандартных случаях с данными, о неразрывных пробелах, предлогах, союзах и висячей пунктуации, о текстах и РСС-ленте, об объемах материалов и их разницах, о текстах ссылок и их адресации, о формате новостей и статей…

Пункты выписаны в случайном порядке, просто чтобы показать, о чем вообще можно думать в этой области.

Инструменты редактора

А. Э. Мильчин, Я. К. Чельцова
Справочник издателя и автора. Редакционно-издательское оформление издания

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
Под ред. В. В. Лопатина

В. С. Гиляревский, Б. А. Старостин
Иностранные имена и названия в русском тексте. Справочник

W. Strunk Jr., E. B. White
The Elements of Style

Редакционная политика

Крупные издания в какой-то момент сводят свои внутренние правила в книги. Правила разных издательств часто противоречат друг другу — это нормально. Главное, чтобы внутри издания соблюдались единые правила.

Например, внутренняя pdf’ка “Догма” газеты “Ведомости”. Если своей редполитики нет, вполне можно использовать эту. Скачать можно в веб-архиве Медиапедии (там ещё много всего интересного).

Редакционная политика всегда стоит выше языковых норм.

Пишут человеки, редактируют — боги

Редактор не имеет права на ошибку. Редактор — последняя линия обороны перед публикацией.

Итого

Смысл в этих заметках появляется, если делать и разбирать практические задания.

Сейчас прошло три месяца с тех пор, как я сходил на курс. Моё отношение к текстам полностью изменилось. Я стал видеть плохие тексты, научился превращать их в хорошие, а главное — могу объяснить что, как и зачем я делаю. Переписал половину текстов на сайте агентства, скоро перепишу остальные. Качество клиентских сайтов выросло ещё на ступеньку.

Вторую часть курса — про продающий текст, эмоции и разум — я оставлю за скобками. Это гораздо более сложная тема. На курсе была разобрана теория, теперь требуется очень много практики. Скорее всего, я смогу здесь подвести итог только через год. А пока вот совет Максима как писать рекламный текст.

Ещё раз ссылки из начала поста: почему дизайнер должен уметь писать текст, кейс, советы, 15-минутное видео, 2-часовая лекция, 2-дневный практический курс.

Upd. Максим Ильяхов обновил курс и опубликовал алгоритм работы над текстом.

Upd. 2: Что делать дальше: познакомиться со всеми советами и начать практиковаться.

Upd 3: Сервисы для подсветки стоп-слов: Главред (самый крутой), Test The Text и Стоп-слов.Нет.

Upd. 4: Что делать, если без стоп-слов текст кажется сухим, черствым, грубым и резким.

Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума

11 июня 2013, 15:54

Прекрасная книга для родителей и руководителей. Пожалуй, я перепишу введение из книги почти целиком. Дальше повествование от имени автора книги:

Не думайте о детях... спасайтесь сами!

Чем безумнее вы себя ведете, тем более безумными становятся ваши дети. Чем вы счастливее, тем счастливее ваши дети. Это простое, но очень важное правило. Мне даже кажется, что это самое важное правило вообще из всех правил. Вы должны сохранять рассудок любой ценой.

Я привык сталкиваться с безнадежно запутанными ситуациями и каким-то образом находить выход из них. Чаще всего для этого необходимы два фактора: во-первых, несокрушимая вера в то, что выход существует (особенно когда все факты и здравый смысл говорят о том, что его нет), а во-вторых, способность упорно не обращать внимания на возможные осложнения и сосредоточенность на простых вещах.

10 простых правил воспитания детей

Каждый раз, знакомясь с новой семьей, я стараюсь придерживаться некоторых простых правил. Поначалу они могут показаться немного странными и непонятными, поэтому нужно объяснить, на что следует ориентироваться в первую очередь.

Вам, как родителям, нужно разработать правила не только для детей, но и для самих себя. Если не придерживаться определенных правил, то очень легко сбиться с пути и потеряться. Правила — это принципы, которые помогают держаться верного пути и не терять из виду цель. Правила помогут вам в каждой ситуации определить, что нужно делать и к чему стремиться.

За всю свою жизнь я имел дело с тысячами детей и воспитал двух своих, что помогло мне определить самые важные правила. Всего их десять, и хотя в конце книги не будет задач на проверку усвоенного, вам лучше уяснить эти правила как следует и придерживаться их хотя бы лет пятнадцать-двадцать, пока ваши дети не покинут родительский дом. Эти правила хороши тем, что они действуют везде и всегда, так что вам не нужно будет переучиваться.

Самое главное — держать их в удобном уголке памяти, чтобы при необходимости воспользоваться ими в любой ситуации.

1. Три главных слова

Отношения, отношения и еще раз отношения.

Это, пожалуй, самое главное правило. Даже если вы забудете об остальных правилах, это должно намертво засесть в вашей памяти. Отношения между людьми — это все. Тот, кто об этом забывает, рискует потерять все. Контролировать детей легко — достаточно их хотя бы как следует запугать. Но рано или поздно они вырастут и перестанут бояться. Роли поменяются, и тогда уже не позавидуешь вам.

Если вы полагаетесь только на страх, то ждите больших неприятностей. Поверьте мне, я видел семьи, в которых родители заставляли детей «хорошо себя вести» только под страхом наказания, и счастливыми эти семьи не назовешь. Пожалуй, это самые несчастные семьи из тех, что я видел.

Приучить детей к дисциплине можно, только проявляя к ним уважение и относясь к ним как к полноценным людям.

Все, о чем я пишу в этой книге, основывается на том, что детей нужно уважать, стараясь наладить с ними хорошие отношения. От этого зависит, как они будут себя вести и кем они станут впоследствии. Самая важная задача родителей — научить детей общаться с окружающими людьми, в том числе и с вами, а это невозможно без искреннего человеческого отношения. Если вы сосредоточитесь на этой задаче, то в 98,6 процента случаев у вас будет все в порядке.

2. Любить детей легко, находить в этом удовольствие трудно

«Я люблю его, но терпеть его не могу» — эти слова я слышу постоянно. Детям нужно чувствовать, что родители относятся к ним с симпатией. Любовь — это автоматическое чувство. Любят не за что, а просто так, потому что хочется, а не потому, что надо. Симпатия же — это когда тебе интересно общаться с другим человеком, когда ты получаешь удовольствие рядом с ним.

О симпатии, как и об общей тональности отношений между членами семьи, можно судить по присутствующему в доме духу шутливости и игры. Непринужденность и игривость — это своего рода смазка семейной жизни, без которой ее колеса и шестеренки будут вращаться с трудом. Когда я вижу, что между членами семьи строгие, напряженные отношения, то я тут же начинаю беспокоиться.

Если дисциплина и порядок в доме — это прежде всего уважение к другим, то симпатия в равной степени не может существовать без игривости. Любить можно и в самом черном настроении, тогда как для симпатии и игривости необходимо хотя бы немного веселья. Если вы не знаете, как отвлечься от беспокойных мыслей, не волнуйтесь, я расскажу вам, как немного приободриться.

3. Дети — это пираньи

Дети — это пираньи, требующие внимания, и они жадно пожирают его. Как настоящие пираньи, способные съесть корову за несколько минут, дети набрасываются на любое внимание, которого им никогда не бывает много. Они готовы на все, чтобы только их заметили, даже если это вредит не только окружающим, но и им самим. Они обязательно воспользуются любым малейшим шансом привлечь к себе внимание, невзирая на возможные разрушительные последствия. В поисках внимания они при любом удобном случае обязательно выпрыгнут из своей реки. Это нужно твердо усвоить, потому что, если вы забудете о том, что дети требуют внимания, они получат его недостаточно и набросятся на вас.

Для пираний главная цель в жизни — это пожирать все, что попадается им на пути. Для детей главная цель в жизни — постоянно обращать на себя внимание окружающих, чего бы это им ни стоило.

Вам же не хочется, чтобы в вашем доме обитали жадные, капризные и голодные пираньи. Кормите их как следует, и они останутся в своей реке.

4. Поощряйте хорошее, игнорируйте плохое

Из аналогии с пираньями можно вывести следующее правило: нужно следить за тем, чем именно вы кормите этих прожорливых существ. На первый взгляд это очевидно, но дети могут настолько свести с ума, что забываешь самые очевидные истины и делаешь все, только бы сохранить душевное спокойствие. Но не следует забывать поощрять хорошее поведение и игнорировать плохое.

Если подпитывать что-то, оно будет расти. Если не подпитывать, то оно будет постепенно угасать. Это простой принцип, но большинство из тех, кто испытывает проблемы при общении со своими детьми, упускают его из виду либо никогда не задумывались о том, как и какое поведение они поощряют на самом деле.

Хорошему поведению нужно уделять огромное внимание — переусердствовать в похвале за него просто невозможно. Плохое поведение нужно игнорировать или хотя бы встречать его с холодным видом.
Если постоянно уделять внимание плохому поведению, то в результате вы вырастите чудовищ.

5. Детям нужны границы

Если вы не ставите своим детям никаких границ, то вы идиот. Пусть это звучит грубо, но как иначе сказать идиоту, что он идиот? Но как и во всем, среди идиотов есть свои подклассы.

Хиппи, например, не ставят границ. Хиппи считают, что дети должны свободно перемещаться по миру. «Мир вам, братья».

Лентяи тоже не ставят границ. Им кажется, что легче ничего не делать. Если бы!

Беспокойные мамаши тоже не ставят границ. Они ни в чем не хотят стеснять своих драгоценных Тарквиниев из страха, что это повредит хрупкой самооценке их отпрысков. Если вы из тех, кто закатывает глаза и надувает губки, самое время сделать это.

Слюнтяи тоже не ставят границ, потому что они хотят стать не родителями, а друзьями своих детей. Они хотят быть со своими детьми наравне.

Все эти люди рано или поздно оказываются у меня в кабинете: хиппи, лентяи, беспокойные мамаши и слюнтяи. Все они в волнении задают один и тот же вопрос — почему их дети ведут себя так чудовищно?

Детям нужны границы.

Определите правила, установите границы и придерживайтесь их как можно строже.

В природе детей — двигаться вперед, пока они не наткнутся на какое-то препятствие. Некоторым детям достаточно просто знать, что препятствие существует, другим требуется несколько раз упереться в него со всего размаха, но границы необходимы всем.

Мир без границ — для маленького человека очень опасное и пугающее место. Границы словно говорят: «Досюда можно идти, но дальше нельзя». Внутри границ царят спокойствие и безопасность. Границы помогают определить свое место в мире. Границы не только не позволяют выйти наружу, но и не пускают внутрь плохое.

Повторю еще раз — детям нужны границы.

6. Старайтесь быть последовательными

Когда я только что начинал практику, будучи молодым и романтическим студентом-психологом, все мне казалось простым и ясным. Я сидел в кабинете, смотрел на взволнованных, отчаявшихся родителей и удивлялся, как они не замечают корня всех своих бед. Мне это казалось очевидным.
— Секрет состоит в том, — провозглашал я с таким умным видом, какой только может напустить на себя практикант в двадцать с небольшим лет, — что нужно быть последовательным.

В какой-то момент у меня у самого появились дети — два мальчика, — и тогда изменилось все. Теперь для меня последовательность означает, что я последовательно избегаю желания выбросить детей в окно, и это при относительно хорошем настроении.

Поэтому теперь мой совет звучит так: хотя бы старайтесь быть последовательными. Это будет у вас получаться далеко не всегда, так что не ругайте себя, если в каких-то случаях вы не сможете придерживаться намеченных правил.

7. Не прощайте ужасного поведения

Я не перестаю удивляться тому, что некоторые люди способны стерпеть от своих детей самое ужасное поведение. Я видел, как семилетний мальчик чудовищно оскорблял своих родителей, но единственный, кого это смущало, был я. Или как девочка устраивает истерику, колотит и ругает свою мать, но она спокойно сидит, словно ни в чем не бывало.

Алло, есть кто дома?

В моем кабинете я такого поведения не потерплю. Первым делом я делаю замечание, а если этого недостаточно, выставляю распоясавшихся малолетних хулиганов за дверь. После этого, когда дети выставлены, я делаю замечание родителям, которые не обращали внимания на такое поведение.

Конечно, невозможно требовать, чтобы дети все время вели себя идеально. Они по своей природе время от времени шалят и хулиганят, но это не значит, что с таким поведением нужно смириться. Если ничего не делать и спокойно следить за тем, что происходит, то в дальнейшем будет только хуже.

При этом вовсе не нужно быть диктатором, который подавляет малейшие признаки несогласия. Не соглашаться и спорить — это естественно. Проявлять неуважение — это другое дело. Споры доказывают, что вы выполняете свою работу как родители. Они свидетельствуют о том, что дети растут и что у них появляется собственное мнение обо всем. Собственное мнение — это даже хорошо, потому что рано или поздно они покинут ваш дом, предоставив вам такую долгожданную возможность отдыха. Собственное мнение им очень даже пригодится, поверьте мне, так что даже хорошо, что они иногда спорят.

Но неуважение — другое дело. Такое поведение ужасно, и его нельзя прощать.

8. Обязательно составляйте план

Единственное, что случается неожиданно, — это неожиданности. Вряд ли вы захотите в воспитании детей полагаться на волю случая. Я видел, как родители полагались на волю случая, — вам этого лучше не повторять. Гораздо лучше подходить к воспитанию целенаправленно, имея определенный план действий.

Это значит, что время от времени вам нужно сесть и подумать, прежде чем приступать к действиям или прежде чем что-то случится. Если у вас проблемы, то нужно подумать, в чем именно они заключаются, каковы их причины и как их можно исправить. Иногда для этого достаточно лишь нескольких минут, иногда бывает необходимо больше времени. В любом случае нужно дать себе передышку, подумать и составить план.

В этой книге я покажу вам, как это делается, на примере различных планов, которые я составлял для различных семей с различными проблемами. Для начала просто запомните, что вам всегда нужно иметь план действий.

«Сначала подумай, а потом прыгай» — именно такого принципа я всегда советую придерживаться.

9. Любое поведение — это общение

Это простой, но чрезвычайно важный принцип.

Когда я анализирую поведение любого ребенка, вне зависимости от того, кто он и что делает, я всегда исхожу из предпосылки, что своим поведением этот маленький человек пытается выразить то, что не может или не хочет сказать словами.

Поведение — это просто форма общения. Вылезти ночью из окна и сбежать из дому — это своего рода высказывание. Дети гораздо охотнее выражают свои мысли и чувства поведением, чем словами. Главная причина состоит в том, что слов у них еще немного. У них много чувств, но они еще не умеют подбирать нужные слова и выражения для выражения этих чувств.

В результате они стремятся рассказать о своих чувствах своим поведением.

Плохое поведение — это не просто плохое поведение, это способ общения.

Обычно оно свидетельствует о том, что предыдущие восемь правил не исполнялись или исполнялись плохо. Плохим поведением маленькие пираньи обычно привлекают к себе внимание. Они же изголодались по вниманию, поэтому добывают себе пропитание любым доступным способом.

Мои обязанности в качестве профессионала и ваши обязанности в качестве родителей заключаются в том, чтобы выяснить, о чем дети хотят сказать своим поведением. Чего они хотят на самом деле? Во многих случаях, если удается выяснить истинный смысл их поведения, считайте, что главная часть дела уже сделана.

10. Не сражайтесь с хаосом

Недавно я говорил с другом о том, как изменилась наша жизнь после рождения детей. Он заметил, что ему очень нравится, как рассуждают о детях профессионалы — доктора, психологи, юристы и т. д. Большинство из них искренне верят, что можно иметь детей и при этом успешно выполнять все свои привычные дела. Это же легко, говорят они, нужно просто составить график дел и тщательно придерживаться его. Нужно просто проявлять больше организованности.

Как же мы посмеялись!

С рождением детей в вашу жизнь проникают силы хаоса. При этом полагаться на какой-то график в своих делах — это все равно что прокладывать путь через ураган. Когда подует сильный ветер, тут уже не до маршрутов. Это нужно понимать и смиряться с неизбежным. Если вы не смиритесь, то стане те сражаться с хаосом. Вы будете сетовать на свои неудачи, винить в них себя и окружающих, пытаться исправить неизбежное, разочаровываться.

С неизбежным хаосом и безумием нужно смириться. Относитесь к нему со спокойствием истинного дзен-буддиста.

Иногда по вечерам в нашем доме начинается настоящий праздник сумасшествия. Создается такое впечатление, что все планеты выстроились особенно коварным образом, насылая на нас неизбежные бедствия. Возьмем для примера сегодняшний день. Всего лишь три часа назад мы ужасно поссорились со своими детьми. Сначала они дулись и ворчали, затем капризничали, после этого отчаянно спорили. Потом, казалось, на нас обрушились все несчастья. Прямо как в телесериалах про безумные семьи, мы все беспорядочно бегали и кричали.

В такие времена лучше всего удалиться в безопасное место и переждать ураган. Сражаться с ним нет смысла, потому что такое безумие преодолеть невозможно. Просто держите крепко руки на штурвале, следите за компасом и ждите, пока море успокоится.

В данный момент, когда я печатаю эти строки, передо мной стоит кружка с горячим кофе, мальчики спокойно спят в кроватях, словно только что сошедшие с небес ангелы, а их мама дремлет перед телевизором. В мире снова царят порядок и гармония. Через восемь часов они проснутся, и мы снова отправимся в плавание по бурным морям, но именно этим жизнь и замечательна.

Так мой вам совет — не сражаться с тем, что кажется неизбежным. Впрочем, выбора у вас все равно нет.

Найджел Латта, «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума»

P.S. Эти правила могут помочь построить отношения не только с родителям с детьми, но и руководителям с сотрудниками, а иногда и просто самим с собой.

Випассана: как это работает

29 июня 2015, 19:59

Вернулся со своего второго курса Випассаны. Там 10 дней медитации по 10 часов в день и полное отсутствие коммуникаций с другими людьми. Кто не в теме — прочитайте пост про первую Випассану. Во второй раз впечатления спокойнее, а результаты интереснее. Сейчас объясню, что это такое, как работает и чем может быть полезно.

Первые впечатления

Отзывы людей после первого курса звучат так: «Это невероятный опыт! Я стал добрее/спокойнее/всё понял! Это изменит твою жизнь! Ты обязательно должен попробовать!». Звучит как секта.

Сравните: «Я начал бегать по утрам, уже 10 дней бегаю. Ощущаю себя потрясающе! Настроение, работоспособность и сон улучшились. Это изменит твою жизнь! Ты обязательно должен попробовать!». Спасибо, я как-нибудь сам решу.

Первые впечатления всегда такие, не обращайте на них внимание.

Что это

Приведу аналогию. Бег — это упражнение для тела. Вам говорят: «Бегайте по 15 минут, следите за дыханием и пульсом». Такие упражнения развивают ноги и дыхалку. Есть тренеры и курсы по обучению бегу.

Випассана — это упражнение для ума. Вам говорят: «Сидите полтора часа с ровной спиной, не двигайтесь, наблюдайте ощущения на теле, но не реагируйте на них». Тренирует равновесие ума и понимание вещей. Есть учителя и курсы по обучению этой технике.

Как это работает

На курсе технику объясняют в терминах на древнем языке Пали. Самому на опыте понятно, а другому человеку объяснять тяжело. Поэтому я взял бумагу, ручку и Википедию и за 10 часов восстановил процесс с медицинской точки зрения. Будет сложно, приготовьтесь.

Есть тело и органы чувств (вики): зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат.

Органы чувств регистрируют раздражение — это сенсорная информация. Мозг её воспринимает как ощущения. Ощущением называется психическое отражение свойств внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств. вики 1, вики 2 вики3

Каждому ощущению мозг почти автоматически даёт эмоциональную окраску — возникают чувства и эмоции. Чувство — процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Эмоции — те же чувства, но не к объекту, а к ситуации в целом. Дальше я использую чувства и эмоции как синонимы. вики 1 вики 2

Мозг реагирует не только на ощущения, но и на собственные эмоции.

Например, кто-то случайно поцарапал вам машину, и вы разозлились. Событие уже прошло, но вы злитесь ещё 8 часов. То же со страхом, грустью, радостью, интересом, виной, удовольствием.

Получается цепная реакция из эмоций, которые не дают трезво взглять на ситуацию, осознать её и пережить. По одному из определений, переживание — особая деятельность по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни. вики

Проще говоря, переживание — это осознание и накопление опыта.

Но запускается этот процесс, только когда эмоции улягутся. Если что-то отвлечет, эмоция будет вытеснена в подсознание и останется там как психологический комплекс.

Если эмоция была вытеснена, и вам снова поцарапают машину, реакция будет двойной:

— Да сколько, @#$%^, можно?!!

Если эмоция была пережита и осознана, реакция будет более взвешенной:

— Хм, второй раз поцарапали. Вероятно, здесь ставить машину не стоит. Вот и знак висит...

Получается такой процесс

Сенсорная информация → воспринимается в форме ощущений → в ответ появляются чувства и эмоции → запускается цепная реакция переживаний → которая заканчивается накоплением опыта или вытеснением проблемы в подсознание.

Чем больше у человека пережитого и осознаного внутреннего опыта, тем лучше он понимает ситуацию и разумнее действует.

Чтобы этот опыт получить, нужно перестать множить новые эмоции и спокойно разобраться со старыми. Вот этим я и занимаюсь во время медитации.

Как перестать множить эмоции

  1. Избавиться от внешних раздражителей.
  2. Успокоить ум.
  3. Наблюдать ощущения и эмоции, но не реагировать.
  4. Позволить мозгу вспомнить, осознать и пережить всё, что его волнует.

Разберём практические аспекты.

Как избавиться от внешних раздражителей

Отправиться на курс медитации, где будет 10 дней покоя. Расписание известно, следить за временем не надо, заботиться о еде не надо, вспоминать о работе тоже, связи с внешним миром нет, внутри разговаривать нельзя, читать и писать нельзя, а сама медитация проходит в тихом тёмном помещении.

Как научиться успокаивать ум

Дать ему подходящий объект для концентрации внимания. Лучше всего подходит дыхание — наблюдать, но не пытаться управлять им. И одновременно держать спину прямой. Если замечтаться и согнуть спину, через 10 минут она начнёт болеть. Это гарантированно вернёт ум из грёз в реальность. Система с болевой обратной связью научит концентрироваться на дыхании кого угодно. На это уходят первые 3 дня или 30 часов практики.

Как научиться наблюдать эмоции и чувства

Тут есть хитрость. Эмоции всегда сопровождаются физиологическими проявлениями. Даже если эти эмоции на основе воспоминаний. Вспомнил грузовик на встречке — сердцебиение ускорилось, кулаки сжались, лоб нахмурился. Вспомнил тортик — слюна потекла. вики

Чувство опасности часто воспринимается как неприятные ощущения в животе. Арт-директору не нравится плохой дизайн, и он морщится. Подавление эмоций не работает — они всё равно проявляются в микровыражениях и других физиологических параметрах — на этом эффекте работает полиграф. Сильные эмоции проявляются физиологически сильнее, слабые — слабее (вики), но обязательно проявляется.

Как научиться различать самые тонкие ощущения

Нам поможет явление адаптации и сенсорная депривация.

Органы чувств адаптируются к силе внешних раздражителей. Например, чувствительность глаз в темноте увеличивается до 200 000 раз (вики). Если избавиться от сильных ощущений, мозг начнёт различать слабые.

Сенсорная депривация — частичное или полное лишение органов чувств внешнего воздействия. Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускает процессы внутренного подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики. вики

Если сидеть в зале для медитации в тишине и полутьме без движения, мозг начнёт различать очень тонкие ощущения. Можно почувствовать разницу температуры входящего и выходящего воздуха при дыхании, процесс сокращения разных отделов сердца, напряжение между бровями при воспоминании о царапине на машине.

Випассана

Когда у человека настолько повышается чувствительность, он учится сканировать тело с головы до пяток, находить ощущения, связывать их с эмоциями и наблюдать. Это и есть техника медитации Випассана. Оставшиеся 7 дней и 70 часов практики уходят на это.

За это время вспоминается, переживается, осознаётся и завершается много эпизодов. На интеллектуальном уровне это происходит в форме инсайтов — неожиданных, отчасти интуитивных прорывах к пониманию поставленной проблемы и «внезапном» нахождении её решения.

На первом курсе люди часто замечают, что у них очень много обрывков мыслей. Что они постоянно отвлекаются. Что большую часть времени они проводят в разных фантазиях, а не в реальности. Вспоминают и переосмысливают поступки. Понимают причины реакций других людей. Это самые частые и самые первые инсайты. Ещё примеры в отзывах и по ссылкам ниже. Дальше всё очень индивидуально.

7 дней практики Випассаны на курсе — как несколько лет в обычной жизни.

Почему 10 дней

10-дневный курс позволяет освоить технику и пережить несколько серьёзных эмоциональных спадов и подъёмов в безопасном окружении. Тогда приходит спокойствие и уверенность.

За более короткий срок спокойствие и уверенность не придут. Курсы медитации по вечерам не могут дать подобного эффекта в принципе.

Техника и курсы

Самой Випассане, как технике медитации, 2500 лет. Техника одна и та же, разные учителя преподают её немного по-разному. Я занимался по программе С. Н. Гоенки. По его программе преподают в 290 центрах медитации почти во всех странах мира. Обучение идёт по аудио-видео-записям Гоенки. На курсе всегда есть сертифицированный учитель для ответов на вопросы по технике медитации, и управляющий для решения бытовых вопросов.

Существуют другие курсы Випассаны, но я про них ничего сказать не могу.

Существуют другие техники медитации. Те, которые связаны с наблюдением за дыханием и умом должны давать похожий эффект (по словам Гоенки). Те, которые связаны с произнесением слов или визуализацией образов — могут давать какой-то свой эффект, но не тот, что здесь описан.

К чему нужно быть готовым

Технике 2500 лет, на таких курсах преподаётся с 1800-х годов, сам Гоенка стал учителем 50 лет назад, и последние 20 лет программа обучения уже не меняется даже в мелочах. Это делает курс крайне традиционным. В таком виде курс точно работает, но в нём много вещей из прошлого.

Техника подходит людям любой религии и атеистам. Есть всего несколько моментов, где что-то объясняется кармой, реинкарнацией и прошлыми жизнями. Эти вещи можно отбросить, они не влияют на технику.

Целью медитации заявляется достижение счастья и просветления. В принципе, техника позволяет последовательно избавиться от всех негативных эмоций и стать абсолютно счастливым. Но так далеко заходить необязательно. Можно работать с тем, что беспокоит сейчас, и действовать по ситуации.

Что ещё:

  • Курс ведётся в записи 1991 года в низком качестве с шумами.
  • Гоенка — индус со скрипучим голосом, весёлый, миролюбивый. Он непохож на Учителя из фильмов про монахов. Голос может раздражать.
  • В начале и в конце каждой медитации Гоенка своим скрипучим голосом поёт песни на древнем языке Пали. Звучит устрашающе.
  • В конце каждой медитации ученики зачем-то хором произносят «Сааду. Сааду. Сааду». В зале висит отдельная табличка, объясняющая, что делать это необязательно и даже вредно, если не понимаешь, что это значит. «Сааду» — значит «Согласен». Произносится в ответ на реплику «Пусть все в мире будут счастливы». Это мило.
  • По вечерам лекции про технику. Термины даются на языке Пали и потом объясняются, но воспринимать сложно.
  • Первые 3 дня ничего непонятно. Сидим, наблюдаем дыхание, ничего не происходит. Я выше объяснил, как работает первый этап и что будет на втором, так что вам будет понятнее.

Если помнить, что учитель вам ничего не должен, на минусы можно не обращать внимание и спокойно осваивать технику, получать пользу.

Лайфхаки

Возьмите с собой беруши. Никто не застрахован от храпящего соседа, а храп на начальных этапах вовсе не способствуют развитию равновесия. Если не взяли, обычно можно попросить у менеджера.

Возьмите капли от насморка. Насморк очень отвлекает.

В первые несколько дней каждый перерыв в расписании стоит использовать на сон. Вчером сразу спать. Позже организму начнёт хватать 6,5 часов сна, но сначала надо перестроиться.

Чем раньше научитесь сидеть по часу без движения — тем быстрее начнётся реальная практика. Каждую сессию пробуйте что-то изменить и наблюдайте за результатом. Можно просить подушки, но они не спасут. Важно найти правильную позу. Правильная — это когда спина прямая и напряжение на ноги небольшое. Иначе у вас будет 10 дней наблюдения боли в спине.

Лекции слушайте на родном языке. Есть переводы на все языки. Материал сложный, на иностранном языке воспринимается хуже. Отнеситесь к лекциям серьёзно, насколько возможно. Их приходится фильтровать от вещей, типа реинкарнаций, но большая часть информации — по делу.

Почему может не получиться

Главная причина — человек не понимает, зачем он здесь. Нужна какая-то боль, какая-то проблема, которую он хочет решить. Можно не конкретизировать, достаточно «что-то не так».

Какой запрос — такой результат. Если будет запрос «отдохнуть и получить впечатления» — будет отличный отдых и впечатления. Я сам так 2 года назад ездил. Во второй раз я хотел потренировать концентрацию, вернуть ясность мысли, понаблюдать за блоками в мышлении и подумать о своей цели. Второй раз был более продуктивен.

Ещё бывает, что человек слишком сомневается в технике (техника не работает), в курсах (курсы неправильные), в учителе (без рясы и бороды) или в себе (у меня не получится). Если не избавиться от этих сомнений хотя бы на время, действительно не получится.

В каком центре проходить

Первую Випассану я проходил на Бали, вторую в Англии. И там, и там условия комфортные. В Англии даже были отдельные комнаты для каждого ученика.

Про московский центр слышал противоречивые отзывы. Одни люди рассказывают, что там люди телефоны проносят и по ночам разговаривают друг с другом, у других опыт прекрасный. Если понимать, зачем вы туда идёте, всё это не проблема. Нарушают правила — им же хуже, меньше пользы получат. Мешают — скажите менеджеру. Вы здесь, чтобы тренироваться. Не отвлекайтесь на пустяки.

Так что проходить курс можно в любом центре. Список центров и расписание курсов — на официальном сайте. Вас интересует «10-дневный курс для новых студентов». Записываться надо за несколько месяцев. Дальнейшие инструкции пришлют на электронную почту.

Сколько платить

Первые центры Гоенка открыл в Индии. Хотел, чтобы больше людей освоили технику и стали счастливее. Гоенка был успешным предпринимателем и сам оплачивал содержание центров, поэтому ученики платили только за еду. Но деньги одного человека не бесконечны, и он поменял модель — ученик может заплатить столько, сколько хочет. Средний чек при этом заметно вырос. Центры некоммерческие, прибыль идёт на развитие, центры начали распространяться по миру.

Я для себя вывел такую формулу: беру стоимость проживания в отеле в данной местности за 10 дней и плачу от 30 до 100% этой суммы. Первая условно покрывает себестоимость. Вторая оплачивает участие пары будущих учеников.

Центры существуют как некоммерческие организации по законам соответствующих стран и раскрывают всю финансовую информацию.

Что потом

Курс полезен сам по себе, но нужно продолжать практиковать медитацию каждый день. После первого курса я этого не делал. Потом стал медитировать по 20-40 минут по утрам. Сейчас медитирую час утром и час вечером. Мне важнее отрефлексировать опыт дня, чем посмотреть сериальчик. Час в день экономлю на сне. Не в смысле что заставляю себя вставать раньше, а просто организму меньше сна требуется, если медитирую регулярно.

Наладить регулярность помогает Headspace. Но там другая техника, очень поверхностная. Если сравнивать с курсом, это как зарядка по утрам и лагерь подготовки к Олимпиаде.

Впрочем, не думайте об этом сейчас. Решайте после курса.

Социальные доказательства

После курса счастливые и довольные практически все. См. отзывы ниже. Повторно на курс возвращается 10-15% учеников. Не знаю, много это или мало.

Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект» — ученик Гоенки. Книга оказала большое влияние на западный менеджмент.

Випассана и дзен-буддистские техники медитации породили на Западе движение за осознанность. Похожие курсы, только без упоминания буддизма, проводят для лечения стресса, психических и психосоматических заболеваний. Независимые исследования подтверждают их эффективность. вики на английском.

Стив Джобс регулярно медитировал, но в другой технике — дзадзэн. Её цель похожая — успокоение тела и разума. Объекта наблюдения нет. Нужно настолько успокоить тело и ум, чтобы нечего было наблюдать.

В офисах Гугла есть комнаты для медитации, а один из инженеров создал курсы внутри компании и написал книгу, но я не знаю, какая там техника медитации.

Из отзывов других людей

«Випассана — очень простая, рабочая и практическая штука, за которой, как случается с подобными штуками, стоит такая глубина, что затруднительно даже подступиться к описанию. Примерно как с „e = mc²“.» → Александр Горник, 2-й раз

«Как бы ни хотелось скептику обвинить Гоенку в попытке промыть нам мозги, придраться тут не к чему. Будда создал учение, идеально подходящее для атеиста или агностика. Випассана зиждется на шила (по сути, старый добрый категорический императив — кто будет с ним спорить?), самадхи (концентрация ума — очень полезный в жизни навык) и панья (мудрость).» → ЖЖ

«Техника считается универсальной и нерелигиозной, но по вечерам много говорят о Будде. И учат заповедям, как и религии, —  быть добрым, сострадательным, любить всех, не убивать, не воровать, не лгать. Но каждый может взять из техники то, что ему полезно.» → Наталья Молина

«Сам же мистер Гоенка в записи меня жутко раздражал. Во-первых, голосом. Во-вторых, интонациями. В третьих, он очень любил повторять одно и то же слово, или одну и ту же фразу по десять раз, что просто выводило из себя, несмотря на всю випассану» → Георгий Вербицкий

«У всех одна цель — чтобы ты правильно понял технику. Организаторы лучше тебя знают что надо для этого делать и все эти ограничения очень точно продуманы и основаны на опыте. Плюс, широчайше применяется здравый смысл и я не нашёл никаких противоречий с тех, как бы организовал ограничения я сам, как бы хотел, чтобы они работали в отношении меня. Свободу мою никто не трогал.» → Пётр Диденко

«Конечно, не обошлось и без психоделических переживаний. Традиция випассаны славится своим равнодушием к „спецэффектам“. „Попытайтесь это игнорировать и возвращайтесь к практике“, — типичный ответ учителя неофиту по поводу ангелов, с которыми он общался во время медитации. Но мой второй и третий день курса, а так же пару дней в середине — сытный бульон для испытывающего психоделический голод.» → Александр Янкелевич

«Постепенно ты понимаешь, что объективно, а что приходяще. Ты понимаешь что ощущения — очень объективны, у тебя появляется критерий объективности, её образец.» → Пётр Диденко, 2-й раз

«Прошел почти месяц. Вечером я медитирую и мгновенно засыпаю. Я рано встаю, шести-семи часов для сна теперь вполне достаточно. А раньше была соней. Я научилась концентрироваться, поэтому мне легче работать. Радуюсь простым вещам, меньше раздражаюсь, и если что-то не так, мысленно повторяю „И это пройдет“. Помогает!» → Наталья Молина

«В организации, созданной Гоенкой, и ритритах, проводимых ею, очень сильны подражательные и культовые тенденции. Техника способна ускорить и обострить Деперсонализацию и диссоциативные расстройства (как определено в DSM-IV). В описании и рационализации техники много теоретизирования и необоснованных утверждений. Выгоды, которые преподносятся, как результат практики Випассаны, нуждаются в перепроверке.» → Harmanjit Singh

«После медитаций дома я чувствовала себя дерганой и нервной — хотелось бежать и срочно делать все и сразу, хоть разорвись. Но был и положительный эффект — я стала в разы больше успевать, постепенно успокоилась и нашла равновесие випассаны и реальной жизни. Я больше не медитирую специально, но научилась поддерживать состояние концентрации, пока хожу, еду в метро или даже жду лифта. И если наблюдаю ощущения, как нас учили, то даже в самые мерзкие моменты жизни могу совершенно искренне улыбнуться.» → Женя Пронина

«Если бы не медитация и связанный с ней тяжелый умственный и физический труд, это был идеальный отпуск.» → Дима Морозов

«После всех глубоких осознаний и процессов, выходить в мир и произносить какие-то простые слова очень проблематично: голос садится, и звуки застревают где-то в гортани. Начинаешь действительно понимать как много сил мы тратим на болтовню, особенно если она пустая.» → Ярослав Андриянов

«Со времени описываемых событий прошел год. Випассана, вписавшись в ряд других принятых решений, действительно изменила мою жизнь. И главное не то, что происходит во время 10-дневного курса (хотя это величайший опыт на всю жизнь). Главное — что вы сделаете, когда выйдете оттуда, а випассана дает силу и решимость для изменения, подъема на недосягаемый прежде уровень.» → Елена Гутникова

«Нельзя сказать, что эти 10 дней полностью меняют личность. У меня так не произошло. Но у меня появился мощный инструмент — как оставаться уравновешенным, как спокойнее относиться к любым событиям в жизни.» → Леонид Тимошенко

Ещё:
3 истории в статье Афиши
Андрей Степенко
Алексей и Мария Глазуновы
kate341
Ирина Федоськина
Ольга К.
vitoriana
Михаил Рыбаков
loardaphex
Людмила Колоколова.

Приглашаю попробовать

Кто уже был — напишите в комментариях о своём опыте: с каким запросом туда шли и какой результат получили. Можно просто дать ссылку. Особенно интересуют отзывы тех, кто ходил больше одного раза, и тех, кому не понравилось.