Блог Всеволода Устинова

Прыгаю с парашютом, езжу на мотоцикле, руковожу www.it-agency.ru.

Избранные посты

Из будущего

Это прикреплённый пост, он всегда висит здесь первым. В нём я собрал ссылки на самые интересные записи. Начните знакомство с блогом с них.

Свежие посты идут ниже.

Выступления

Путь сотрудника в IT-Agency от стажёра до ведущего
Как сделать стратегию развития интернет-маркетинга
Правильная отчётность по рекламе и продажам

Полезное

О пользе ведения профессионального блога
Личная библиотека закладок
Алгоритм системного решения проблем
Защита решений
О работе с ожиданиями
Двухфакторная авторизация
Правила для телефона

Ценности

Сила желания
Качества, которые я ценю в людях
Решатели VS созидатели
Научная честность
Активная позиция социальной безответственности
Любите критику, ищите критику

Конспекты курсов

Курс Максима Ильяхова «Разумный email-маркетинг»
Курс Николая Товеровского «Управление проектами, людьми и собой»
Курс Максима Ильяхова «Информационный стиль и редактура текста»

Ведущим и руководителям

Книга «Предпринимательский миф»
Книга «Дизайн — это работа»
Книга «Прежде чем ваш ребёнок сведёт вас с ума»
Книга «Великие по собственному выбору»
Книга «Стратегия маленьких ставок»
Книга «Как умирают успешные компании»

Рациональное мышление

Книга «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман»
Книга «Гарри Поттер и методы рационального познания»

Медитация

Введение в медитацию
Випассана: первый опыт
Випассана: как это работает

Бонус-трек

Фрагменты интервью с Людвигом Быстроновским
Лекция Людвига Быстроновсого «Дизайн+1»
3 цитаты Эркена Кагарова
Встреча Артемия Лебедева с читателями

Помимо блога, я ежедневно пополняю личную библиотеку закладов в дииге. Свежие записи из библиотеки автоматически попадают в твиттер и телеграм. Иногда публикую короткие заметки в фейсбук.

Learning How To Learn, обучение и шоколад

13 мая, 16:26

Прошёл курс Learning How to Learn. Вот, что я оттуда вынес.

Память дырявая

Через пять минут забываешь половину. На следующее утро почти всё. Если не повторять и не использовать знание, через пару недель забудешь навсегда. Так физически устроен мозг, это нормально.

Полезно повторять информацию своими словами

После каждого кусочка текста или видео стоит делать паузу и проговаривать, что понял, своими словами. Пока смотрю лекцию, чувствую, что всё понятно. А как попытался сформулировать, оказывается что «Ой!». Можно формулировать мысленно → или проговаривать про себя → но лучше вслух → или сразу обсуждать с кем-то.

С формулирования начинается осознание.

Конспекты от руки повышают усвоение материала

То ли потому что движения рукой что-то там стимулируют в мозгу, то ли потому что заставляют формулировать каждую мысль своими словами. А те, кто быстро печатают и успевают записать лекцию почти дословно, могут вообще ничего не успеть осознать.

Короче, я уже несколько месяцев как половину работы делаю в физическом бумажном блокноте с ручкой. Мне нравится. Кажется, что помогает меньше тупить.

Тесты в конце нужны не для проверки, а чтобы заставить повторить

Рассчитывать, что ученик будет сам всё повторять и проговаривать не стоит. Тест заставляет его это сделать. Там могут быть самые банальные вопросы, но чтобы на них ответить, надо хотя бы чуть-чуть включить мозг и подумать над материалом. Теперь я понимаю, что так правильно.

Больше тесты меня не раздражают. Даже если тест скучный, использую это время чтобы подумать на тему — какие рождаются ассоциации, что с чем связано. Тоже польза.

Интервальное обучение работает

Из того, что неиспользуемые знания растворяются, вытекает логичная идея устроить принудительное использование. Пишешь карточку → вспоминаешь, что на карточке. Не вспомнил? Попробуй через пять минут. Вспомнил? Попробуй через день. Я даже скачал Anki и потестировался на запоминании сербского алфавита. Работает)

Ещё применил её для напоминалок себе о том, что хочу запомнить и осознать. Как-нибудь ещё напишу об этом.

Сон важен для обучения

Во сне мозг вспоминает, реструктурирует и запоминает информацию. Если спать мало или плохо, запомнится тоже мало и плохо. До сих пор я скорее относился ко сну как к досадной необходимости, а тут осознал, что «на клеточном уровне-то я работаю!» :-) То есть на уровне осознания и переукладки знаний.

Завёл себе умные часы, которые считают сон. Если реального времени сна меньше 6 часов, соображаю хуже. И теперь понимаю, почему.

Мозг работает в двух режимах: сфокусированном и рассеянном

В сфокусированном изучать и делать, в рассеянном осознавать и придумывать. Лучше всего переходить из одного в другой и обратно на каждом этапе решения задачи. Заставлять себя третий час концентрироваться на задаче бесполезно.

Информация укладывается в мозг чанками

Это такие кусочки информации. Сейчас вам надо прочитать целый абзац, чтобы понять о чём речь, и он загружает всю оперативную память. А когда осознается, слово «чанк» станет атомарной единицей информации. И можно переходить к более сложным концепциям.

Та же фигня с физическими навыками. Сначала «завязать шнурки» это множество сложных последовательных действий. А потом как будто одно.

Из чанков строится дерево знаний и мастерство исполнения.

Мозг похож на мышцу

Мозг можно тренировать так же, как мышцы. Для этого надо начинать с простого, делать регулярно. чередовать нагрузку и отдых, доводить навыки до автоматизма.

Если же мозг не качать, то он стухнет.

Физическая нагрузка помогает соображать

Хорошая тренировка успокаивает психику. Принудительно переводит мозг в рассеянный режим. Прокачивает кровь, очищает. Резко начинают расти новые нейроны. Улучшается долгосрочная память.

Из того, что мне подходит, пока нашёл длительные интенсивные прогулки. И трекинг, но пока редкий.

Важно переключение

Нагрузка — отдых. Мозг — тело. Работа — игра. Надо — хочу. Без давления — под давлением. Один — с людьми.

Вопрос на подумать в конце занятия

Понравилась идея в конце некоторых блоков задавать вопрос на подумать. Не факт, что ответы кто-то читает, но интересно подумать самому. Срабатывает как триггер, чтобы перейти из режима потребления информации в режим обработки. Последний вопрос был «А как вы учитесь?». Задумался.

Как я учусь

Когда мне что-то надо для моих игр (работы, например), я просто копаю всю доступную информацию. Составляю картину в голове, пока не почувствую, что понимаю тему достаточно хорошо. Хотел написать, что для интересных задач никакие специальные техники не нужны, но потом осознал, что кое-что из них начал применять неосознанно. Кажется, это лучший результат, который мог дать курс :-)

Когда мне хочется отдохнуть, я смотрю лекции и читаю ридер. Раньше я думал, что я так учусь, но нет. Это просто дешевый дофамин. Мозгу кажется, что он узнал что-то новое, и он радуется. Это как жрать шоколад, когда голодный. Ну а то что картина мира как-то расширяется, база знаний пополняется, и я потом в реальных задачах быстро могу срастить что к чему — это всё случайный бонус. Шоколад, кстати, тоже полезен для мозга. Вроде. Или нет. Где-то я об этом читал...

На фото я готовлю структуру выступления, используя маркер и стикеры, а не ноут и гугл.докс

О внутренних установках и относительности советов

6 мая, 2:56

Есть люди, которые часто косячат в работе, относятся к ней безответственно. Таким надо напоминать о деле, контролировать результат или даже ставить жёсткие условия.

Есть люди, которые слишком за всё переживают. Таким надо напоминать о праве на ошибку, или даже прямо говорить: «Косячить — это нормально», «Ну и что», «Просто забей». Звучит дико, но иногда надо прям так. Косячить специально всё равно никто не будет, а эти слова помогут задуматься, снимут груз ответственности и уберут лишние переживания.

Но это в теории, а на практике никакие мои слова не помогут ни тем, ни другим. Такое поведение — результат каких-то внутренних установок. На внешний мир они смотрят каждый через призмы этих установок и выцепляют только то, что их подтверждает. Например, безответственный типа прочитает этот пост так:

— Вот! У всех есть право на ошибку. И нечего так нервничать, сейчас всё поправим.

А гиперответственный чувак прочитает этот пост так:

— Ахренеть! Есть люди, которые всерьёз предлагают забивать на обязательства. Надо ещё усилить контроль!

Не представляю, что им может помочь. Может быть, сильный кризис. Или работа с психологом.

Какая музыка для какой работы подходит

2 апреля, 14:16

Прочитал интересную статью «This is the kind of music you should listen to at work» в газете The Telegraph. Она рассказывает про исследование Mindlab International (фиг знает, кто такие) на 26 участниках (совсем немного), которым давали делать разные задачи под разную музыку. Исследование выполнено по заказу MusicWorks (видимо, компания как-то связана с музыкой на работе, а значит присутствует конфликт интересов).

Вот результаты:

Классическая музыка подходит когда важна внимательность

Например, для работы с цифрами. Показала +12% к точности решения математических задачек.

Поп-музыка — когда важна скорость, а мозг не очень нужен

Например, для ввода данных. +58% к скорости, -14% к ошибкам, по сравнению с выполнением заданий без музыки.

Эмбиент — когда важна точность решений

В исследовании показало лучшую точность при решение уравнений, но я думаю, что подходит и для кодинга, экселя, регламентов.

Танцевальная музыка — для придумывания решений

В целом, лучшая по точности и скорости на всех задачах в целом. Лучше других для задач на логику и придумывание решений.

Резюме

Доверия к исследованию не много. Но по себе знаю, что под музыку обычно работается лучше. Теперь попробую включать разные жанры под разные задачи.

Дополнение

А вот более подробная статья: The complete guide to listening to music at work. Там больше жанров и предупреждение, что не всегда музыка улучшает результаты. Если важно что-то понимать, лучше музыка без слов, с ровным настроением и ритмом. И лучше чередовать — то с музыкой, то без.

О книге «Вдохновение» Елены Трусковой

29 ноября 2016, 0:41

Эта книга о творчестве и об отношениях автора с собой и окружающими. О страхах, нерешительности, внутреннем критике и медленном росте. О том, где искать вдохновение и как им делиться.

У книги необычный формат: каждая глава — всего 3 страницы текста и целая страница вопросов. Я честно отвечал на все вопросы, причём ответы писал в блокнот от руки (моё новое увлечение). Кто-то скажет «это же занимает время», а я скажу, что в этом и идея — посидеть наедине с вопросами, честно подумать, записать и ещё раз подумать. Не все вопросы были для меня актуальны, но процесс мне понравился.

Книга подойдёт тем, кто хочет или уже занимается чем-нибудь творческим, но не чувствует уверенность. Всем остальным, кажется, будет скучно.

Ссылки: букмейт, литрес.

О книге «Судите сами» Чипа Кидда

27 ноября 2016, 15:09

«Судите сами» — приятно сделанная коротенькая книжечка, написанная по мотивам выступления автора на TED. Содержит одну идею и несколько десятков примеров. Вот что это за идея.

Иногда важно быть понятным

Например, ясности ожидаешь от объявлений, инструкций, интерфейсов, дорожных знаков и свадебных обетов. Но слишком понятное быстро становится скучным.

Иногда важно заинтриговать

Например, в плакатах, обложках книг или рекламе. Интригуют с помощью тайны. Тайна прямо противоположна ясности.

Каждую работу можно оценить по шкале «Понятность — Тайна»

Автор называет такую шкалу тайномером.

Понятность ! — 0 — 1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10 — ? Тайна

Эта идея помогает осознать самому и объяснить другим, когда в работе не хватает понятности или интриги. Несколько десятков примеров из окружающего мира созданных автором плакатов и обложек помогают эту идею впитать.

В книге 135 страниц, из них половина картинки. Оформлена классно, читается за час, оставляет приятное послевкусие. Можно полистать.

Попробовал виртуальную туристическую сим-карту — понравилось!

26 ноября 2016, 21:38

В конце октября я ездил в Берлин на 10 дней. Обычно я покупаю местную симку для интернета, а в этот раз решил протестировать виртуальную туристическую сим-карту ДримСим. Не ожидал, что она будет работать нормально, а она заработала, поэтому пишу пост.

Как прошло

Как прилетел в Берлин, переключился на ДримСим, разрешил телефону использовать мобильный интернет в роуминге. Телефон увидел сеть не сразу, но быстро, примерно через минуту. Настраивать ничего не потребовалось.

Во время поездки я о трафике особо не думал: смотрел гугл-карты с телефона, проверял почту, слал фотки в мессенджерах, сидел в инстаграме и фейсбуке. Разве что фильмы не качал и скайп с видео не включал. За 10 дней я потратил ~500 мегабайт трафика, за которые списалось ~12 €. Покрытие хорошее, сеть терялась всего пару раз. Скорость тоже норм, проблем не испытывал.

Номер у симки британский. Мне на неё звонили пару раз — звонки работают. Смски не проверял.

Стоимость

Гигабайт трафика в Германии обошёлся бы мне в 25 €. В других странах тарифы похожие.

Это в 10 раз дешевле роуминга МТС, но в 5 раз дороже местной симки. Только местную симку надо ещё выбирать, искать, покупать, активировать, настраивать и всё равно платить не меньше тех же 10-20 € за покупку.

Сроков действия и абонентки нет.

Резюме

В следующей короткой поезде буду рассчитывать на ДримСим, как на основной вариант. А местную симку стану покупать, только если что-то пойдёт не так или нужно будет много трафика.

Заказать можно здесь: get.drimsim.com. Доставка стоит 5 евро, потом спокойно лежит до поездки, кушать не просит.

О книге «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Люды Сарычевой

5 сентября 2016, 1:05

Прочитал книгу и делюсь мнением.

4 года назад прошёл курс Максима Ильяхова об информационном стиле и редактуре текста. Прочитал базовый и продвинутый курс Главреда. Применяю инфостиль каждый день. Казалось бы, зачем мне ещё и книга? А вот зачем:

Книга помогает разложить знания по полочкам. Чёткая структура глав и модулей в книге создаёт чёткую структуру в голове. С такой структурой проще писать и объяснять свои решения.

Яснее объясняет сложные темы. Что такое инфостиль, почему смысл важнее слов, зачем нужна цель, как писать и редактировать. Раньше про них было по 7 советов и 20 экранов рассылки, а в книге получилось объяснить каждую за три разворота.

Много новых примеров помогают лучше понять принципы. Все примеры настоящие или неотличимы от настоящих. Видно, что это не теория, а практика.

Можно использовать как справочник. 3 главы, 31 модуль, каждый можно смотреть независимо от других. Пока писал этот пост, два раза заглянул за подсказками.

Что ещё понравилось:

Удачный юмор.

Человечный классификатор стоп-слов: вводные, оценки, штампы, заумь, эвфемизмы, отглагольные, неопределённое, брехня.

Встроенные в конец каждого модуля комикс внезапно хорошо помогал удерживать внимание. Когда я уставал читать про редактуру, всё равно хотелось узнать продолжение истории из комикса, и я читал дальше.

Хорошая бумага, вёрстка и печать.

Что не понравилось

Мягкая обложка и переплёт. Книга выглядит потрёпанной после первого прочтения. Для справочника это не годится.

Резюме

Надо брать. Для новеньких это отличное введение, для опытных — повторение и систематизация.

Где купить: book.glvrd.ru/order

Как сделать стратегию развития интернет-маркетинга

12 августа 2016, 19:36

Год назад на UWDC 2015 я рассказывал, как делать и оценивать стратегии. С тех пор мы все новые проекты начинаем со стратегии. Несколько раз пробовали запускаться с «мини-стратегией», потому «всё и так понятно» и «надо скорее», и каждый раз потом жалели, потому что упускали важные части, ошибались с прогнозами, выкидывали часть работы, многое переделывали сначала. Короче, больше никаких запусков без полноценной стратегии.

Что на видео:
1:40 Как обычно пишут стратегии
2:45 Что нужно для хорошей стратегии
3:22 Как понять, хорошая ли стратегия
5:33 Таблица возможностей
7:22 Как доверять данным из таблицы
9:22 Примеры
12:45 План работ
14:50 Резюме

Презентация в PDF и на слайдшере.

Отдельный плюс стратегий в том, что клиент может познакомиться с нами в работе на разовом полуторамесячном проекте, а не подписываться под большим долгосрочным проектом сразу. Рекомендую!

Ctrl + ↓ Ранее