Заметки с лекции нейробиолога Елены Беловой про дофамин и систему подкрепления
Это конспект, записанный в реальном времени, без структуры, редактуры и заголовков. Если вам так сложно или не интересно, закройте текст сейчас или примите эти страдания. Сегодня про сложные щи, а в следующий раз практическое.
Изучает болезнь Паркинсона. Там проблема в том что у них отмирают дофаминовые нейроны. Обнаружила там вещи, влияющие на желание и нежелание действовать. Дофаминовые нейроны локализованы в маленькой области мозга. Туда можно вживить электрод и посмотреть. Активируются когда в поле зрения оказывается что-то обещающее приятное (например, банан). Точнее, когда может предсказать приятное, награду. Тогда дофамин начинает выделяться не на награду, а на стимул. А если награду не дать, сделать облом и разочарование, то будет провал в уровне дофамина.
То есть дофамин — это про предсказание. Если предсказание выполняется — дофамин ровненький. Если не выполняется в плюс или минус, то будет и дофамин в плюс или минус. Дофамин кодирует ошибку предсказания награды.
Ошибка предсказания отрицательная — надо что-то сделать: изменить ожидания или изменить действия. Ошибка предсказания положительная — надо сделать ещё и понять механику. Важна награда и важна предсказуемость.
Шульц — учёный, который проводил про это исследования. У него есть нейроэкономические статьи. Он пришёл к выводу, что уровень дофамина пропорционален воспринимаемой ценности, выгоды, пользы.
Мозг любит получать удовольствие быстро. 1000 р сейчас или 10 000 р через 2 месяца — многие выбирают 1000 р сейчас. Есть «временная константа», обесценивающая будущую награду.
Ценность чего-то зависит от недостатка: отношения, зарплата — через некоторое время привыкаешь и воспринимаешь как норму, без дофамина.
Цель не мотивирует. Отдел планирования в мозга во много раз слабее моментальных эмоций. Поэтому надо обязательно придумывать ту награду, которая будет мотивировать каждый раз. Например, вкусный десерт после каждой тренировки или азарт не проспорить другу.
Если прямо сейчас какая-то фигня, сложно подумать про будущее. Голоден сейчас — пофиг на долгосрочную диету. А когда все моментальные потребности закрыты, можно подумать про будущее. Ну и люди сложнее мышек, могут дольше держать внимание на чём-то.
Зефирный тест. Дети богатых родителей с закрытыми потребностями лучше откладывают вознаграждения. Дети, которых экспериментатор хотя бы раз обманул, сразу же отказываются от идеи что-то отложить.
Бывают люди, которым в кайф движение к большим отложенным целям. Интересненько.
Фоновый уровень дофамина — это как бы ноль. Если надолго увеличить уровень, он начнёт восприниматься как ноль. Если человека долго прёт (и уровень дофамина повышен, и воспринимается повышенным), то вероятность свалиться в депрессию и её интенсивность сильно выше. Даже если прёт много месяцев.
У детей 2-3 лет горизонт планирования меньше суток. «Завтра» — это никогда. Даже если пообещать что-то завтра, завтра это будет сюрприз. У взрослых очень индивидуально. Бывает горизонт планирования больше жизни — когда что-то делают ради негарантированного вознаграждения в загородной жизни.
Вопрос: в обычном состоянии мотивация что-то делать есть, но небольшая. Можно устроить в жизни пиздец, мотивация что-то делать резко повышается. А как повысить мотивацию на основе чего-то позитивного? Ответ: Если пиздец всегда, то любой перерыв — повод отдохнуть. Надо хотя бы несколько месяцев пожить без пиздеца и тогда появится интерес что-то делать дальше.
Как понять, что случилось что-то хорошее. Как определить, что что-то для животного сейчас ценно? Как животное это определяет? Есть такая штука как потребность. Если мышка голодная, еда ценна, выброс дофамина больше. Если сытая, потребность меньше, выброс дофамина меньше. В экспериментах используют базовые потребности: безопасность, еда, сон.
Самая известная теория потребностей — пирамида Маслоу. Еда, сон, секс. Безопасность. Эмоции. Эстетика. Самоактуализация. Эти потребности действительно есть, многое объясняют. Но не всё. Например, готовность к смерти ради идеи.
Концепцию развил Альдельфер. 3 группы потребностей: биологические, социальные и духовные. Сначала хотя бы до какого-то уровня удовлетворяются биологические, потом социальные, потом развитие. Пока биологические потербности не удовлетворены до хотя бы какого-то минимального уровня, следующие не в приоритете. В среднем, на больших выборках людей.
Есть потребности дефицита и потребности развития. Если чего-то привычного не хватает, то будет ощущаться как потребность. Если всего хватает, то можно немного развить. Потом привыкаешь к новому и оно тоже становится привычным, а если оно исчезнет — возникнет потребность дефицита. Хлеб, хлеб с маслом, хлеб с маслом и икрой.
Лена говорит, что знает свои потребности. Людвиг говорит, что не знает свои потребности и с удивлением их выясняет. В зале таких половина.
Когда вас что-то эмоционально цепляет вверх или вниз, значит там какая-то потребность. А если есть рациональные цели и планы, но «не цепляет», значит там потербности нет.
Можно смотреть на психику как на систему. В системе есть разные потребности и если одна потребность хронически не удовлетворяется, то она становится ограничивающим фактором. Это «бочка Либиха».
Людвиг использует био-психо-социальную модель. Можно на всё смотреть через 3 маски: биологическую, психологическую и социальную. Так можно сложные ощущения распутывать, раскладывать по полочкам, понимать и что-то делать.
Потребности могут конфликтовать.
Ещё есть социологи. Они смотрят на людей как на членов общества. Они выделяют потребность в автономности. «Я хочу решать сам что я буду делать». И признание этого в других людях. Это очень важно. А потом уже вместе с этих позиций можно решать, что мы вместе будем делать.
«Я хочу добиться успешного успеха за 2 года». Там спорт, бизнес, диета, Инстаграм, а потом вдруг силы заканчиваются и 2 года апатии. Так бывает, если очень долго игнорировать базовые потребности. В частности потребность в отдыхе и в автономии.
Есть ещё потребность в радости и потербность в новизне. Лена говорила что может быть напишет список базовых потребностей в письмо в Недиван. Там ещё одобрение и принятие в группе.
Ещё есть алкоголь, никотин, кофеин и аддикции — там свои, более сложные механизмы. Алкоголь снимает напряг и снимает тормоза. Импульсивность + подкорковый драйв = запойное потребление игр, сериалов и т. д. Про подкорковый драйв очень интересно и будет ещё отдельно.
(Тут было очень интересное обсуждение в перерыве, но я его не записал). Последняя мысль: можно полгода изучать вопрос и перебирать варианты, а можно обратиться к специалисту и решить вопрос за 2 консультации и одно исследование.
Идеально превращать свою деятельность в потоковую деятельность, которая сама по себе приносит удовольствие. Программирование, спортзал, обучение. См Поток Чиксентсихайи. Сильно зависит от психики человека. Кому-то нужно всё непредсказуемое и риск. А кому-то нравится и хорошо, когда всё очень предсказуемо, кроме маленького бантика в конце. Каждому человеку нужен какой-то объём предсказуемости мира и какой-то объём непредсказуемости.
Людвиг. Пример. Мысль 20 лет прожить в Москве пугает. Но мысль выбрать другой город тоже пугает — не хочется ошибиться. Выход получился такой: «ты можешь каждые 2-3 года выбирать город, живи дальше». Нет необходимости решать навсегда.
План на 40 лет с одной стороны успокаивает, а с другой стороны нарушает автономию и обязывает. Даже 5-летний план скорее всего будет вас каждый месяц наказывать. Потому что очень сложно придумать 5-летний план, который будет мотивировать и при этом каждый месяц реальность будет превосходить план.
Думать о будущем можно всегда, но мысли о будущем в 15 и в 25 будут очень разными. И в 25 и 35 будут разными, но уже не так сильно.
Люди, которые как-то организуют себя, думают на языке целей. А мозг работает на языке потребностей. Простая цель: «хочу попить» однозначно переводится в потербность. Сложнее: хочу разово получить ачивку, диплом магистра, которая потом принесёт много разных ништяков. Совсем сложно: хочу каждый день ходить в спортзал.
Часто возникают конфликты потербностей. Например, конфликт личных потребностей и социальных (не совпадают с ожиданиями других людей). Например, хочу стать художником, а мама хочет, чтобы я стал юристом. Шаг в любую из этих сторон будет вызывать внутренний конфликт.
У многих есть сильная потребность не облажаться. Оно же потребность избегания неудач. Канеман показал, что ценнее не потерять, чем приобрести. Там ещё бывает прошлый психологический опыт переживания неудачи.
Конрад Лоренц показал, что утки при конфликте между двумя потербностями выбирают делать хоть что-то. При приближении хищника на среднее расстояние утки уже сильно боятся за высиживаемые яйца, но ещё не достаточно сильно боятся за себя, чтобы просто улететь. Конфликт между потребностью защищать потомство и потребностью спасать себя, когда ни одна из потребностей не является явно главной. В итоге они начинают чистить пёрышки, чтобы делать хоть что-то и хоть как-то снижать внутреннее напряжение. Очень жизненно) Если добавлять в систему напряжение, выбивает пробки и напряжение снижается хоть как-то. Людвиг: дизайнеры накануне дедлайна делают хоть что-нибудь.
Часто гложет неизвестность. И когда психолог помогает хотя бы определить, где лежит источник напряжения, это снижает неизвестность и напряжение.
Кроме конфликтов потербностей бывают конфликты целей и потербностей. Например цель про спортзал раз в неделю встречает блок со стороны потербностей. Цель красивая, но прямо сейчас потербности нет. Видимо лучше всего сказать себе «Окей, видимо мне это сейчас не надо». И тут важно не начать наказывать себя, не говорить что ты тряпка, и что ты ничего не можешь. И не вешать ярлыки. И не вестись на социум, который говорит что важно ставить и достигать цели. Есть пословица «пацан сказал — пацан сделал», но нет пословицы «пацан сказал — пацан передумал и молодец».
Практика.
Шаг 1. Выписать цели, а напротив написать потербности.
Шаг 2. Сделать наоборот: сначала выписать потербности, а потом попробовать перевести их в цели.
Скорее всего за целями, которые работают, скорее всего стоят сильные потербности. За целью получить новый айфон может стоять миллион разных потербностей. Потребность — это не про вещи, а про внутренние состояния. Ещё есть такой взгляд (МакКлеланд): потребность — это разница между образом желаемого настоящего и существующего настоящего. Например, чувствую жажду — чувствую насыщение.
В следующее воскресенье будет лекция про образ цели, что происходит когда проходит первое возбуждение и что происходит когда цель почти достигнута, как случается обесценивание и вот это всё.
Где-то есть запись лекции?
Это была альфа-версия. Релизная будет одном из выпусков в рассылке Недиван
здесь очень хорошо отрефлексировано:
http://www.prometa.pro/2019/10/счастье-есть-но-вам-все-равно-не-понра-2/