Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Как сделать хорошую презентацию

Чтобы сделать хорошую презентацию, нужно превратить её из доклада в интересную историю, сконцентрироваться на значимости проблемы и только тогда предлагать решение. Главное, чтобы презентация не была скучной. И ещё, подготовка хорошей презентации вряд ли займет меньше 90 рабочих часов.

Хорошая презентация может выглядет так:

Расскажите историю

Практически единственный способ удержать внимание людей — это рассказать им историю. История должна иметь начало, середину и конец. Если история будет без начала или без конца, получится плохая история и плохая презентация.

Начинайте планирование презентации с того, как бы её можно было интересно рассказать. Вообще относитесь к презентации больше как к сценарию небольшой постановки.

Если какая-то часть презентации не укладывается в историю, уберите эту часть совсем. Либо придумайте более подходящую историю.

Определите ключевую идею презентации

Если бы вы хотели, чтобы ваш слушатель вынес из презентации только одну идею, то что это за идея? Фокусируйтесь на продаже выгод, стоящих за продуктом.

Донесите до слушателя эту идею маскимально ясно, повторите её как минимум дважды за время разговора или выступления. Исключите пустые слова и профессиональный жаргон, чтобы улучшить ясность вашего сообщения.

Подберите 3 дополнительных аргумента

Создайте список из ключевых пунктов, которые вы хотите сообщить своей аудитории, касающихся вашего продукта, услуги, компании или инициативы.

Структурируйте этот список до тех пор, пока ключевых пунктов не останется три штуки. Это будет основа и план вашего выступления.

Для каждого из трех ключевых пунктов подготовьте риторические приемы, усиливающие воздействие. Это могут быть личные истории, факты, примеры, аналогии, метафоры, свидетельства третьих сторон.

Сформулируйте свои идеи как заголовки в стиле твиттера

Самые эффективные заголовки кратки (максимум 140 символов), конкретны и предлагают выгоду.

Помните, что ваш заголовок — это сообщение, которое предлагает вашей аудитории видение лучшего будущего. Это не про вас. Это — про них.

Заголовки должны быть такими, чтобы слушатели говорили ими со своими друзьями, а журналисты и блоггеры использовали их в своих статьях.

Предложите позиционирование

Любой человек в своей голове раскладывает всё по категориям и определяет место вещей в этих категориях. Помогите ему — предложите ему своё видение подходящих категорий и места вашего продукта в них.

Заставьте аудиторию почувствовать свою «боль»

Потратьте значительное время на подробное описание проблемы. Сделайте её осязаемой. Слушатель должен ощутить, насколько это серьезная проблема лично для него. Только так он станет заинтересован в вашем решении.

Представьте общего врага

Всегда раскрывайте проблему, прежде чем начать говорить о решении. Это можно сделать при помощи яркой картинки, изображающей болевые точки ваших потребителей.

Ещё лучше, если враг будет персонализирован — какой-то предмет, продукт, символ, бренд, персонаж.

Представьте героя

Как только вы определили врага — болевую точку ваших потребителей, опишите ясным языком, как ваша компания, продукт или услуга могут излечить эту боль.

Не стесняйтесь проявлять своё отношение и эмоции по отношению к герою — заражайте людей своим энтузиазмом.

Оживите презентацию

  • Пишите эффектные и убедительные заголовки
  • Проявляйте свою страсть к объекту презентации в словах
  • Подавайте материал тройками объектов — 3 новости, 3 этапа, 3 главных особенности...
  • Используйте метафоры и аналогии
  • Проводите демонстрации
  • Привлекайте к выступлению партнеров
  • Приводите свидетельства клиентов и третьих сторон
  • Делайте вставки видеоклипов
  • Используйте реквизит

Сделайте слайды легкими для восприятия

Избегайте списков с пунктами. Такие списки приемлемы на страницах, которые должны быть прочитаны, — книг, документов, писем. Они действительно хорошо организуют текст. Но в презентациях лучше использовать изображения.

Правило: один слайд — одна тема (+ фотография или картинка).

Учитесь создавать эстетичные слайды. Не нужно быть великим художником, чтоб насытить слайды графикой.

Сделайте цифры понятными и убедительными

Используйте данные для поддержки главной темы вашего выступления. При этом тщательно отбирайте те цифры, которые хотите представить. Цифр должно быть не очень много.

Сделайте ваши данные конкретными, значимыми и поместите их в такой контекст, чтобы слушатели смогли их примерить на себя. Используйте аналогии, чтобы сделать цифры более наглядными.

Если цифры не получается сделать понятными с первого взгляда, уберите их совсем.

Используйте живые слова

Избегайте пустых слов, модных словечек и жаргона. Любая фраза, похожая на маркетинговый штамп, должна быть убита. Редактируйте, редактируйте и ещё раз редактируйте.

Наслаждайтесь своими словами. Выражайте свой энтузиазм по отношению к вашему продукту при помощи описательных дополнений. «Иконки в Macintosh выглядят настолько вкусно, что их хочется лизнуть» — Стив Джобс может так говорить, потому что уверен в своих продуктах.

Соблюдайте правило десяти минут

Давайте мозгам ваших слушателей отдохнуть с помощью видеороликов, смены действующих лиц на сцене и т. д. Мозг любит разнообразие.

Поделитесь сценой

В момент выпуска нового продукта или услуги убедитесь, что у вас уже есть потребители, которые его протестировали и могут о нем рассказать. Обзоры в прессе также достаточно полезны. особенно в изданиях с высокой репутацией и популярных блогах.

Вставьте свидетельства потребителей в вашу презентацию. Самый простой способ — снять на камеру потребителя, говорящего о вашем продукте, и отредактировать запись так, чтобы она не превышала по длительности двух минут.

Публично благодарите работников, партнеров и потребителей. И делайте это часто.

Включите в свое выступление демонстрацию

Разрабатывайте демонстрацию продукта уже на стадии планирования выступления. Демонстрация должна быть короткой, нацеленной и значимой. Если вы можете привлечь к демонстрации человека из вашей команды, сделайте это.

Верьте в свою демонстрацию. Если ваш продукт имеет хоть какую-то развлекательную ценность, используйте это — проведите демонстрацию весело.

Представьте что-нибудь для каждого типа слушателей в вашей аудитории: визуалов, аудиалов, кинестетиков.

Улучшайте и репетируйте

Учитесь выступать со сцены

Обратите внимание на язык вашего тела. Сохраняйте визуальный контакт, открытую позу и используйте жестикуляцию. Не бойтесь задействовать руки. Исследования показывают, что жесты отражают процесс мышления и вызывают у слушателей доверие к оратору.

Меняйте манеру речи при помощи модуляции голоса, изменения её громкости и темпа. Дайте «дыхание» вашему тексту. Делайте паузы. Это лучший способ придания тексту драматизма.

Записывайте сами себя. Изучайте язык своего тела, слушайте свой голос. Наблюдение за своими записями — прекрасный способ улучшения навыков выступления.

Добейтесь непринужденности

Тренируйтесь, тренируйтесь и ещё раз тренируйтесь. Не принимайте ничего как само собой разумеющееся. Проверьте каждый слайд, каждую демонстрацию, каждое ключевое сообщение. Вы должны точно знать, что вы хотите сказать, когда вы это скажите и как будете это говорить.

Записывайте свои выступления. Потратьте пару сотен баксов на простейшую камеру и записывайте сами себя. Не надо записывать все выступление от начала до конца. Первые пять минут дадут вам кучу информации. Ищите отвлекающие жесты, неправильный язык тела и неправильности речи — особенно слова-паразиты. Обязательно постарайтесь привлечь кого-нибудь к просмотру записей.

Используйте «метод корзин» для подготовки к сложным вопросам. Вы увидите, что большинство вопросов попадают в одну их семи категорий — поэтому вам достаточно заранее выделить их и подготовить по одному развернутому ответу на каждую тему.

Отбросьте сценарий

Не читайте заметки. Исключение — особые случаи, когда нужно точно воспроизвести какой-то процесс, например во время демонстрации.

Когда вы вынуждены читать заметки, не пишите ничего, кроме трех-четырех пунктов крупным шрифтом, на одной карточке. Сделайте отдельную карточку для каждого слайда. Если вы используете заметки для оратора в программе для подготовки презентаций, ограничьтесь тремя или четырьмя пунктам на слайд. А ещё лучше — одним.

Используйте изображение на слайде в качестве подсказки для ключевой темы, связанной с данным слайдом. Один слайд — одна тема.

Получайте удовольствие

Рассматривайте свое выступление как инфотейнмент. Ваша аудитория хочет и научиться чему-то, и развлечься. Наслаждайтесь сами своим выступлением. Это — шоу!

Никогда не извиняйтесь. Вы ничего не приобретете, если привлечете внимание к проблеме. Если возникнет проблема, признайте её существование, улыбнитесь и двигайтесь дальше. Если это не было очевидно ни для кого, кроме вас, не привлекайте внимания к этому.

Измените свою «точку отсчета». Если что-то не идет точно так, как планировалось, это не становится неправильным до тех пор, пока вы сами не позволите выступлению «сойти с рельсов». Удерживайте в сознании общую картину и наслаждайтесь общением с аудиторией.

Базовая структура презентации

Вступление (~10% внимания и времени) — кто вы и почему именно вы сейчас здесь обо всем этом будете говорить

Проблема (~60% внимания и времени) — аудитория должна понять и прочувствовать проблему для себя

Решение (~25% внимания и времени)

Часть 1

  • Подпроблема
  • Решение
  • Доказательство

Часть 2

  • Подпроблема
  • Решение
  • Доказательство

Часть 3

  • Подпроблема
  • Решение
  • Доказательство

Завершение (~5% внимания и времени)

  • Резюме: 3-4 пункта, начиная с проблемы (кто борется с кем и за что)
  • Призыв к действию
  • Во имя чего

Это не единственная возможная структура презентации, но с такой структурой, скорее всего, получится неплохо.

Чек-лист для проверки сделанной презентации

О чем речь?

  • В чем цель, что мы хотим от людей?
  • В чем главная мысль?
  • Какие мысли поддерживают ее?
  • Какие ценности на кону? Что им нужно?
  • В чем проблема?

В чем наша проблема / антитезис / враг?

  • В чем проблема аудитории?
  • Проблема конкретна, осязаема?
  • В чем наши недостатки? Выбор реален?
  • Чего не хватает?

Введение—Проблема—Решение—Завершение?

  • Решение убедительно?
  • Завершение: Резюме, Действие, Ценности?
  • Что можно выкинуть?

И ещё

Сценарий презентации пишется с завершения.

Приступая к подготовке презентации, не включайте компьютер. Доска, бумага, майндмэпы.

Каждая презентация — это шоу! Иначе зачем презентация? Просто пошлите письмо.

Режьте лишнее смелее. Если что-то не ложится в структуру — выкидывайте!

Материалы по теме

Я начинал с книги Кармина Галло «iПрезентация: уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса». Также произвела впечатление презентация про PowerPoint.

Стоит посмотреть лучшие выступления и сам формат конференций TED, можно взглянуть на лучшие презентации на сайте SlideShare.

Неплохо раскрыл тему Максим Ильяхов: не делайте презентации. А если делаете — начинайте со структуры.

Реальное погружение в тему пошло после ЖЖ Алексея Каптерева, его книги и семинаров.

Очень-очень пригодится информационный стиль.

Больше всего дала работа над презентациями с Алексеем Бурбой. Вот что у нас получилось. А потом ещё.

P.S. Добавляйте в комменты примеры хороших презентаций.

На что подписаться

Свежесть информации сильно переоценена. Самые-свежие-новости всегда проигрывают хорошим книгам. Лучше ни на что не подписываться. Но если очень хочется, то вот мой список подписок, имеющих приемлемое соотношение сигнал/шум:

  1. РСС-канал избранных дизайнерских работ по версии редакции Ревижн. Это просто находка!
  2. «Советы» на сайте Бюро Артема Горбунова — о дизайне, тексте и взаимоотношениях с клиентами.
  3. Новости Студии Артемия Лебедева — стоит изучать работы и процесс создания.
  4. Людвиг Быстроновский — арт-директор Студии, мог бы претендовать на звание самого адекватного человека планеты. Почитайте хотя бы «прямой эфир» создания схемы метро.
  5. Little Big Details — публикуют по одной приятной детальке интерфейса в день.
  6. Алексей Каптерев — пишет о презентациях и личном развитии.
  7. Блог Проектората — бюро проектирования сайтов и приложений.
  8. Николай Товеровский — ведущий дизайнер Бюро Горбунова.
  9. Блог Максима Ильяхова — ответственный редактор Бюро, автор рассылки Мегаплана.
  10. Рубрика «Что почитать на выходных» и другие посты в блоге Ильи Бирмана.
  11. Alexmoskalyuk.livejournal.com — читайте завтра на Хабре.
  12. Артемий Лебедев — выцепляйте полезное, например.
  13. Федор Овчинников рассказывает о развитии ДоДо-пиццы с нуля до 2500 пиццерий (в плане).
  14. Константин Сонин — один из ведущих российских экономистов-теоретиков, экс-профессор РЭШ.

Хабр можно добавить в список, если зарегистрироваться, выбрать только полезные хабы и достать RSS-ссылку на свою ленту.

Для чтения раньше использовал Google.Reader, а теперь Feedly + Reeder, а теперь Feedly + Feedly и ещё расширение к Хрому для быстрой подписки.

Хотя вот смотрю я на все эти ссылки, и понимаю, что прекрасно обошёлся бы первыми тремя, четырьмя, пятью, черт! Когда-нибудь я их всех повычеркиваю. А пока так :-)

Upd. Людвиг рассказывает о своём опыте отказа от чтения новостей: в целом, доволен.

Upd 2. Стоит подписаться на рассылку Мегаплана по почте, чтобы знать, какие бывают рассылки!

Harvard University’s «Justice» with Michael Sandel: What’s the right thing to do?

Что такое справедливость? Справедливы ли налоги? А обязательный призыв в армию? Как сочетаются преданность близким, патриотизм и общечеловеческие ценности? А если они противоречат друг другу?

«Justice» — один из самых популярных курсов в истории Гарварда. Больше 14 000 студентов прослушали его. Теперь этот курс можно посмотреть в онлайне, целиком, бесплатно. Трехкамерная съемка в HD, свет, звук. Курс прекрасен и по форме, и по содержанию. Профессор Майкл Сандел сумел превратить обучение в захватывающее шоу.

Курс на английском языке, есть английские субтитры. Ещё есть одноименная книжка, тоже на английском, — серьезных различий в содержании я не заметил.

Сверху 4-х минутное видео — превью курса. Сам курс смотреть здесь: www.justiceharvard.org/watch/.

«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»

Это одна из тех книг, которые я люблю иногда перечитывать. Автор — лауреат нобелевской премии по физике, один из создателей атомной бомбы, лектор, художник, музыкант и отличный рассказчик.

Фрагмент про приключения в барах:

На следующее утро, когда я встал и посмотрел в зеркало, я понял, что через несколько часов вокруг всего глаза будет огромный синяк. Вернувшись в тот день в Итаку, я пошел отнести что-то в кабинет декана. Профессор философии увидел мой синяк и воскликнул:

— О, мистер Фейнман! Только не говорите, что Вы ударились о дверь?
— Вовсе нет, — сказал я. — Я подрался в туалете бара в Буффало.
— Ха-ха-ха! — расхохотался он (как всегда, мне никто не верил, когда я говорил правду).

Про математиков

Я все еще помню такую сцену: один парень сидит на диване, усиленно думает о чем-то, а второй стоит перед ним и говорит: «А следовательно это и это истинно»

— Но почему? — спрашивает парень, сидящий на диване.
— Но это же тривиально! Это тривиально! — говорит стоящий парень и быстро, без остановки, выкладывает ряд логических шагов. — Сначала принимаем, что это равно тому, затем получаем вот это и это Керчоффа; затем применяем теорему Уэйффенстоффера, подставляем это и строим это. Затем ставим вектор, который поворачивается здесь, а потом так и так...

Парень, который сидит на диване, изо всех сил старается понять все это объяснение, которое произносится очень быстро в течение пятнадцати минут!

Наконец, стоящий парень подходит к ответу с другой стороны, и парень, который сидит, говорит: «Да, да. Это тривиально». Мы, физики, смеялись над ними, пытаясь понять, о чем же они говорят. Мы решили, что «тривиальный» значит «доказанный». Поэтому мы подшучивали над математиками: «У нас есть новая теорема: математики могут доказать только тривиальные теоремы, потому что каждая теорема, которая доказана, тривиальна»

Математикам наша теорема не нравилась, и я все время поддразнивал их. Я говорил, что у них не случается ничего удивительного — математики способны доказать только очевидное.

Про то, как избавиться от мучения выбора:

Когда ты молод, то слишком многое заставляет тебя переживать: что скажет мама, если ты поедешь туда-то. Ты беспокоишься, пытаешься принять решение, но потом появляется что-то еще. Гораздо легче просто решить. Никогда не сомневайся — ничто не сможет изменить твое решение. Однажды, когда я еще учился в МТИ, я это сделал. Я безумно устал от необходимости выбирать десерт в ресторане и поэтому решил, что всегда буду брать шоколадное мороженое, и никогда больше не переживал по этому поводу — эта проблема была решена раз и навсегда.

Про более сложный случай:

Примерно месяц спустя я был на каком-то собрании, где ко мне подошла Леона Маршалл и сказала:

— Забавно, что ты не принял наше предложение перейти в Чикагский университет. Мы были ужасно разочарованы и не могли понять, как ты мог отказаться от такого потрясающего предложения.
— Это было совсем несложно, — сказал я, — я просто не позволил, чтобы мне сказали, в чем состоит предложение.

Купить: fb2, epub, Яндекс.Маркет.

Ещё есть фильм BBC «Fun To Imagine» на английском и посты с переводным видео на Хабре.

 482   2010   книги   Фейнман

Людвиг Быстроновский отвечает на вопросы читателей

На всякий случай, Людвиг — арт-директор Студии Артемия Лебедева.

Сколько дней или часов в месяц, у вас реально творческое настроение? ;)
Никакого творческого настроения. Боксер должен уметь дать в табло всегда. Даже если он идет пьяный, с девушкой, тортом и цветами, с сандалями в руках, по теплым лужам, ночью, вдоль темного проспекта.

Что в этом для Вас первично — хобби или работа?
Меня просто прет все время

Работа над каким проектом запомнилась больше всего?
Хэлплайн, Медиамаркт, Паритет... Их просто очень, очень много. Ну типа маньяк и жертвы. Каждая же по-своему прекрасна, наверное. Как там это у маньяков в головах происходит?

Нравится сражение с заказчиком?
Это, скорее, бег в одном мешке.

Какие у вас планы по развитию, полностью-ли они совпадают с планами студии?
Я планирую развиваться и потом умереть. Студия, скорее всего, планирует жить вечно. Я уточню.

Как взаимодействуют арт-директора с менеджерами проектов? Какое распределение обязанностей. Есть ли, например, прямое общение между заказчиком и арт-директором или вся информация фильтруется через менеджера?
Менеджер принимает дизайн, арт-директор отправляет договора на подпись. Наши клиенты — клевые, с ними общаться — одно удовольствие. Миллионеры, крупные предприниматели, успешные менеджеры, высококлассные управленцы. На них просто даже смотреть иногда приятно. Поэтому я стараюсь побывать на первых встречах и познакомиться. Потом общаемся через менеджера, но, если есть необходимость и время, можно и лично встретиться.

Есть ли международные, признаные оценщики стоимости/качества дизайна, как например оценщик антиквариата?
Продажи.

Привет, Людвиг. Скажи, пожалуйста, почему западные сайты в подавляющем большинстве делают фиксированной ширины, а не авторастяг? Использование всей доступной площади браузера как-то логичнее. Разработчики в первую очередь руководствуются статистикой самых популярных разрешений или также существуют иные факторы, например кодить фикс легче, чем растяг? Спасибо.
Они не умеют на всю ширину. Сережа Чикуенок как-то сходил в магазин и купил все стоящие книжки западных авторов по теме.
Обнаружилось, что они просто не знают, как это сделать хорошо. А Чикуенок знает :)

Как высчитывается стоимость поддержки сайта? Товаров там несколько забить, баннер нарисовать и т. д.
На первом этаже в центре студии стоит Большой Ценовой Шар. Менеджер подходит, формулирует в голове вопрос, прикладывает руку к Шару. На Шаре высвечивается число. Шар написан на парсере.

Почему студия не занимается раскруткой сайтов? Ведь 9 из 10 клиентов интересует не только создание, но и раскрутка сайта.
Таковы условия картельного сговора с «Актисом». Мы не занимаемся раскруткой, они не делают хороших сайтов.

Ещё вопросы и ответы: tema.livejournal.com/695076.html?thread=366978084

Людвиг Быстроновский в сети: сайт, жж, facebook