Как умирают успешные компании
Контрольные точки на пути к смерти:
- надменность, рожденная успехом;
- неконтролируемое желание роста;
- отрицание рисков;
- судорожные попытки выкарабкаться;
- капитуляция или смерть.
Признаки 1 этапа: надменность, рожденная успехом
Достигнутый успех растлевает компанию. Лидеры теряют самодисциплину и принимают неверные решения. Ранее набранный момент ещё тянет компанию вперед, но будущее падение уже предрешено.
- Успех воспринимается как заслуженный результат, а вклад случайности занижается: «Это мы умные, везение здесь ни при чем!»
- «Мы успешны, потому что делаем вот так» вместо «Мы успешны, потому что понимаем, почему мы делаем вот так, и при каких обстоятельствах оно перестанет так хорошо работать.»
- Отказ от такого же интенсивного обучения, как в начале своего пути. Особенно касается руководителей.
- Руководство забивает на основы своего бизнеса, увлекаясь побочными проектами.
Признаки 2 этапа: неконтролируемое желание роста
Больше масштаб, быстрее рост, громче шум. Расширение на рынки, где компания уже не может быть лучшей. Скорость роста превышает скорость поиска правильных людей.
- Замена цели «быть лучше» на «быть больше».
- Непродуманные резкие шаги. Это соответствует нашим ценностям? Мы можем стать лучшими и в этом? Это усиливает основной бизнес? Хотя бы один ответ «нет» — значит уже не то.
- Снижение доли правильных людей на ключевых позициях.
- Легкие деньги размывают культуру разумного подхода к затратам. Рост расходов компенсируется ростом цен, а не контролем расходов.
- Система бюрократических правил подменяет этику свободы и ответственности. Люди больше думают в терминах должностей, а не зон ответственности.
- Проблемы с преемственностью власти. Неспособность найти нового лидера внутри компании и/или неудачный выбор преемника.
- Личные интересы ставятся выше интересов компании, а краткосрочные результаты становятся важнее долгосрочных.
Признаки 3 этапа: отрицание рисков
Появляются «первые звоночки» серьезных проблем, хотя со стороны всё выглядит так же блестяще.
- Негативные данные игнорируются или чем-нибудь обосновываются. Негативные данные не воспринимаются как подвод предположить, что в компании что-то идет не так.
- Большие ставки на непроверенные на практике вещи (проекты, решения). Или даже на вещи, противоречащие практическому опыту и фактам.
- Лидер принимает решение, которое (если не повезет) может убить компанию, в ситуации, когда нет прямых доказательств, что это сработает.
- Качество и количество диалогов и споров снижается. Система командного управления скатывается либо в диктатуру, либо во всеобщий похуизм.
- В неудачах винят внешние факторы, вместо того, чтобы принимать ответственность на себя.
- Судорожные реорганизации. Основной мотив — политика и интриги, а не объективная необходимость.
- Отрыв руководства от реальной жизни. Статусные вещи, отдельный офис, все дела.
Признаки 4 этапа: судорожные попытки выкарабкаться
Компания показывает большие убытки. Только здесь упадок становится очевиден для всех. Руководство пытается найти «серебряную пулю».
- Попытки быстро решить проблемы одним шагом: новая стратегия, новый продукт, новый лидер, слияние. Обычно это превращается в серию таких попыток, потому что ни один такой шаг сам по себе уже не способен ничего изменить.
- Новый очень харизматичный и/или привлеченный снаружи лидер.
- Объявляется революция в компании. С завтрашнего дня всё будет по-другому!
- Слова, а не результаты. Ничего, что продажи падают. С новой стратегией уже очень скоро продажи взлетят до небес.
- Быстрые шаги приносят быструю отдачу, которая быстро заканчивается и продажи падают ещё ниже. И так раз за разом.
- Смятение и цинизм среди сотрудников.
- Бесконечные реструктуризации и прожекты съедают все запасы.
Признаки 5 этапа: капитуляция или смерть
Компания банкротится или поглощается.
По мотивам книги «How The Mighty Fall: And Why Some Companies Never Give In» Джима Коллинза (автора «От хорошего к великому» и «Построенные навечно»). Основано на глубоком исследовании компаний A&P, Addressograph, Ames Department Stores, Bank of America, Circuit City, Hewlett-Packard, Merck, Motorola, Rubbermaid, Scott Paper и Zenith. На русском книгу издаст издали «Манн, Иванов и Фербер».
Автор оптимист и утверждает, что возврат к успеху возможен с любого этапа (кроме последнего). Рекомендую всем руководителям перечитывать хотя бы раз в год.
думаю основная часть признаков подойдёт и для просто успешной компании, не обязательно великой.
Текст был бы намного лучше, если эти этапы проиллюстрировать примером из жизни. Например, Nokia — как по полочкам разложено.
Nokia, Motorolla, HP, Bank of America — таких примеров с деталями много в книжке. Да и каждый сам может назвать парочку)
Спасибо за пост, интересно.
Ссылка на книгу только битая, вот нашёл верную http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/how-the-mighty-fall_1/
Спасибо, поправил.