Великие по собственному выбору
Что отличает компании, которые достигли потрясающих результатов в самых тяжелых условиях? Чтобы ответить на этот вопрос, Джим Коллинз и Мортен Хансен провели исследование и опубликовали свои выводы в книге «Великие по собственному выбору».
Объектом исследования стали компании, которые:
- демонстрировали выдающиеся результаты на протяжении более чем 15 лет;
- работали на самых непредсказуемых рынках;
- начинали свой путь молодыми, маленькими и уязвимыми.
Последний критерий делает это исследование особенно интересным. Предыдущие книги Джима Коллинза «Построенные навечно» и «От хорошего к великому» описывали принципы функционирования уже успешных компаний. Такой опыт было сложно примерять на себя.
Для каждой исследуемой компании была выбрана компания-оппонент. Оппоненты — это компании из той же отрасли, с теми же возможностями, действовавшие в то же время, но не достигшие тех же результатов. Вот эти компании:
Исследуемая компания | Компания-оппонент | Период сравнения |
Amgen | Genetech | 1983-2002 |
Biomet | Kirschner | 1986-1994 |
Intel | AMD | 1973-2002 |
Microsoft | Apple | 1986-2002 |
Progressive Insurance | Safeco | 1973-2002 |
Southwest Airlines | PSA | 1973-1987 |
Stryker | USSC | 1979-1998 |
Главный вопрос: «Что отличает выдающиеся компании от прямых оппонентов?» Такое сравнение и привело к выводам настоящего исследования.
Неожиданные выводы исследования
Миф: успешные лидеры являются смелыми, готовыми идти на риск визионерами
Исследование показало, что лидеры успешных компаний не были более смелыми, более склонными к риску или более креативными, чем лидеры компаний-оппонентов. Никто из них не мог предсказывать будущие события и угрозы. Успешные лидеры наблюдали за тем, что работает, выясняли, почему это работает, и строили компанию на основе проверенных решений. Они были более дисциплинированными, эмпиричными и параноидальными.
Миф: успешные компании отличает высокий уровень инноваций
Оказалось, что это не так. Да, успешные компании во многом были новаторами. Но не обязательно превосходили в этом своих оппонентов; а иногда даже отставали от них. Инновации сами по себе оказались не так важны. Гораздо важнее умение масштабировать инновации и сочетать новаторство с дисциплиной.
Миф: в нашем опасном мире нужно быть быстрым — ты или быстрый или мертвый
Быстрые решения и действия — это надежный способ быстро угробить компанию. В отличие от своих оппонентов успешные лидеры знали, когда надо быть быстрым, а когда нет.
Миф: глобальные изменения среды требуют глобальных перемен внутри
Успешные компании менялись гораздо меньше, чем их оппоненты. Они не считали, что на серьезные изменения снаружи обязательно нужно реагировать резкими преобразованиями внутри.
Миф: компании, достигшие больших успехов, были гораздо более удачливы
При аккуратном подсчете это не подтвердилось. И успешные компании, и их оппоненты были подвержены большому количество случайных событий, хороших и плохих. Ключевой вопрос в том, что компании делали со своей удачей.
Для успешных компаний из исследования потребовалось общее название. Так как эти компании добились более чем десятикратных результатов, авторы назвали их «10Xers», произносится «ten-EX-ers». В русском переводе получилось менее удачное «десятикратники».
Что отличает десятикратников от оппонентов
- Фанатичная дисциплина. Десятикратники демонстрируют экстремальную последовательность в своих действиях — соответствие ценностям, миссии, стандартам эффективности и методам. Они предельно сконцентрированы на достижении своих целей.
- Эмпирическая креативность. Десятикратники принимают решения, прежде всего, на основании прямых наблюдаемых доказательств, а не на мнении других людей и общепринятых взглядах. Когда собрано достаточно доказательств, они не боятся делать смелые шаги.
- Продуктивная паранойя. Десятикратники поддерживают повышенную бдительность, даже когда — особенно когда — всё идет хорошо. Они предполагают, что условия обернутся против них в самый неподходящий момент. Они превращают свои страхи и беспокойство в действия: подготовку, проработку альтернативных планов, создание больших запасов.
Десятикратники без жалоб принимают то, что они сталкиваются с неконтролируемыми силами, неожиданными событиями и ни в чем не могут быть уверенными на 100%; но тем не менее они полностью отрицают идею, что удача, хаос и другие внешние факторы определят их успех или провал.
Движущей силой такого поведения является желание создать нечто значимое. Главный вопрос: «Зачем вы здесь?» Лидеры-десятикратники могут быть яркими или безликими, притягательными или отталкивающими, звездными или неизвестными, абсолютными фриками или нормальными до мозга костей — ничто из этого не важно, если ими движет искреннее стремление достичь чего-либо помимо личной выгоды.
Как люди становятся десятикратниками? Однозначного паттерна нет. Семья, достаток, образование были у всех разными. Некоторые демонстрировали такие качества уже в юности, другие сначала ими не обладали и развивали их на протяжении длительного времени. Это не являлось объектом исследования, но ничто не мешает начать развивать в себе эти качества сейчас.
Неожиданные открытия
Фанатичная дисциплина — это не то же самое, что и жесткая регламентация, тотальный контроль, покорность власти, следование социальным рамкам или соответствие бюрократическим правилам. Настоящая дисциплина требует независимости ума и способности быть стойким и последовательным вопреки стадному инстинкту и социальному давлению. Фанатичная дисциплина часто заставляет быть нонконформистом.
Эмпирическая креативность дает десятикратинкам такой уровень уверенности, что со стороны он может казаться безрассудством. Прямое наблюдение в качестве основы для действий ограничивает их риски. Склонность к анализу не означает нерешительность. Десятикратники собирают эмпирические данные, чтобы делать смелые шаги.
Продуктивная паранойя запускает созидательную деятельность. Десятикратинки заранее готовятся к худшему сценарию, поэтому даже серьезное невезение не останавливает их развитие.
Другие посты по мотивам «Великих по собственному выбору»:
- фанатичная дисциплина, эмпирическая креативность, продуктивная паранойя;
- 20-мильный марш;
- сначала пули, потом ядра;
- лидерство над линией смерти;
- рецепт.
Бонус: как умирают успешные компании.