Деньги как метрика ценности
В воскресенье выбрались вместе с Сергей Слуцкий погулять по офису Росбанк Дом и поговорили на тему денег и связанных с ними стереотипами.
Например, цены. В детстве мы впервые знакомимся с ценами в магазине — там у каждого товара есть цена, она фиксирована, известна и кажется свойством самого товара. Но потом оказывается, что всё сложнее и возникает много раздражения. Например, почему одно и то же мороженое стоит по-разному в Ашане, магазине у дома и в парке? Или почему вчера была цена одна, а сегодня вдруг другая? Или почему такси обычно стоит 300 рублей, а сейчас вдруг 900?! (И кто те странные люди, которые ездят в такси на Комфорт+, когда есть Эконом, ведь он же дешевле!)
А потом оказалась что модель фиксированных цен в большинстве случаев просто не подходит. Что фиксированные цены — это изобретение последних 150 лет для очень узкого круга кейсов, и о ценах стоит думать вообще иначе.
Вот иду я по парку, жарко, хочу мороженку. Но насколько хочу? Сильно? Очень сильно? Например, можно сказать так: «я бы оценил удовольствие от мороженки прямо сейчас на 1000 ₽». И если я в этот момент вижу мороженое за 100 ₽ — так и отлично, выгодная сделка! Кто-то постарался и сделал так, что я могу получить удовольствия на 1000 ₽ всего за 100 ₽. Он такой молодец, спасибо за этому замечательному человеку. А в другой день иду я по Ашану и там ящики с мороженым по 35 ₽. Насколько я бы оценил удовольствие от мороженки в этой ситуации? На -300₽. Это его ещё тащить, следить чтобы не растаяло, хранить в морозилке и потом может быть когда-нибудь захочется. Ну нафиг.
И всё встаёт на свои места. Насколько я хочу уехать на такси и прямо сейчас? Насколько я ценю более плавные машины и вежливых водителей из Комфорт+? Насколько я ценю услугу этого исполнителя в текущих условиях?
И дальше это легко перекладывается на собственную работу и работу компании. Как мы можем повысить ценность нашей работы для клиентов? Как я могу повысить ценность своей работы для компании? И какую долю от созданной ценности справедливо попросить себе? И никаких переживаний на тему «это слишком много/мало относительно других».
Как у вас эволюционировало отношения к ценам? Что вы думали сначала и что осознали потом?
Написано по мотивам разговоров с Сергеем Слуцким и Ольгой Богомоловой.