Строю сервис сквозной аналитики на мир. Построил и перевёл на самоуправление маркетинговое агентство IT-Agency. Зацените кейсы и статьи. Всегда ищу крутых ребят. Пишу в телеграм и фейсбук. Есть в лн, тви и иг. Для связи — тг.

Избранные посты

Позднее Ctrl + ↑

И делают это нипочему

satys пишет:

Здравствуйте Роман! Хотелось бы узнать, какие ошибки допустил дизайнер в данном макете.

Рома Воронежский отвечает:

Главная ошибка в данном макете — часы показывают разное время. Это нам, как бы, демонстрирует отношение дизайнера. В тему не вник, часы не полюбил. Остальное — ну, там, отсутствие пробелов в числах (24999), названия селектов внутри самих селектов, сомнительное выражение «подбираем часы», ну или просто скучная верстка — это второстепенное. Главное — часы показывают разное время, и делают это нипочему. В логотипе, кстати, тоже.

Источник: http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/business-lynch/2012/03/29/ — 3 лайка, 2 ретвита.

Не понимают дизайнеры, что именно это отличает хороших дизайнеров от всех остальных. И не только дизайнеров, кстати.

Как умирают успешные компании

Контрольные точки на пути к смерти:

  1. надменность, рожденная успехом;
  2. неконтролируемое желание роста;
  3. отрицание рисков;
  4. судорожные попытки выкарабкаться;
  5. капитуляция или смерть.

Признаки 1 этапа: надменность, рожденная успехом

Достигнутый успех растлевает компанию. Лидеры теряют самодисциплину и принимают неверные решения. Ранее набранный момент ещё тянет компанию вперед, но будущее падение уже предрешено.

  • Успех воспринимается как заслуженный результат, а вклад случайности занижается: «Это мы умные, везение здесь ни при чем!»
  • «Мы успешны, потому что делаем вот так» вместо «Мы успешны, потому что понимаем, почему мы делаем вот так, и при каких обстоятельствах оно перестанет так хорошо работать.»
  • Отказ от такого же интенсивного обучения, как в начале своего пути. Особенно касается руководителей.
  • Руководство забивает на основы своего бизнеса, увлекаясь побочными проектами.

Признаки 2 этапа: неконтролируемое желание роста

Больше масштаб, быстрее рост, громче шум. Расширение на рынки, где компания уже не может быть лучшей. Скорость роста превышает скорость поиска правильных людей.

  • Замена цели «быть лучше» на «быть больше».
  • Непродуманные резкие шаги. Это соответствует нашим ценностям? Мы можем стать лучшими и в этом? Это усиливает основной бизнес? Хотя бы один ответ «нет» — значит уже не то.
  • Снижение доли правильных людей на ключевых позициях.
  • Легкие деньги размывают культуру разумного подхода к затратам. Рост расходов компенсируется ростом цен, а не контролем расходов.
  • Система бюрократических правил подменяет этику свободы и ответственности. Люди больше думают в терминах должностей, а не зон ответственности.
  • Проблемы с преемственностью власти. Неспособность найти нового лидера внутри компании и/или неудачный выбор преемника.
  • Личные интересы ставятся выше интересов компании, а краткосрочные результаты становятся важнее долгосрочных.

Признаки 3 этапа: отрицание рисков

Появляются «первые звоночки» серьезных проблем, хотя со стороны всё выглядит так же блестяще.

  • Негативные данные игнорируются или чем-нибудь обосновываются. Негативные данные не воспринимаются как подвод предположить, что в компании что-то идет не так.
  • Большие ставки на непроверенные на практике вещи (проекты, решения). Или даже на вещи, противоречащие практическому опыту и фактам.
  • Лидер принимает решение, которое (если не повезет) может убить компанию, в ситуации, когда нет прямых доказательств, что это сработает.
  • Качество и количество диалогов и споров снижается. Система командного управления скатывается либо в диктатуру, либо во всеобщий похуизм.
  • В неудачах винят внешние факторы, вместо того, чтобы принимать ответственность на себя.
  • Судорожные реорганизации. Основной мотив — политика и интриги, а не объективная необходимость.
  • Отрыв руководства от реальной жизни. Статусные вещи, отдельный офис, все дела.

Признаки 4 этапа: судорожные попытки выкарабкаться

Компания показывает большие убытки. Только здесь упадок становится очевиден для всех. Руководство пытается найти «серебряную пулю».

  • Попытки быстро решить проблемы одним шагом: новая стратегия, новый продукт, новый лидер, слияние. Обычно это превращается в серию таких попыток, потому что ни один такой шаг сам по себе уже не способен ничего изменить.
  • Новый очень харизматичный и/или привлеченный снаружи лидер.
  • Объявляется революция в компании. С завтрашнего дня всё будет по-другому!
  • Слова, а не результаты. Ничего, что продажи падают. С новой стратегией уже очень скоро продажи взлетят до небес.
  • Быстрые шаги приносят быструю отдачу, которая быстро заканчивается и продажи падают ещё ниже. И так раз за разом.
  • Смятение и цинизм среди сотрудников.
  • Бесконечные реструктуризации и прожекты съедают все запасы.

Признаки 5 этапа: капитуляция или смерть

Компания банкротится или поглощается.

По мотивам книги «How The Mighty Fall: And Why Some Companies Never Give In» Джима Коллинза (автора «От хорошего к великому» и «Построенные навечно»). Основано на глубоком исследовании компаний A&P, Addressograph, Ames Department Stores, Bank of America, Circuit City, Hewlett-Packard, Merck, Motorola, Rubbermaid, Scott Paper и Zenith. На русском книгу издаст издали «Манн, Иванов и Фербер».

Автор оптимист и утверждает, что возврат к успеху возможен с любого этапа (кроме последнего). Рекомендую всем руководителям перечитывать хотя бы раз в год.

Эта книга в библиотеке. Библиотека. Все книги.

Информационный стиль и редактура текста

Почему дизайнер должен уметь писать текст, кейс, советы, 15-минутное видео по ссылке и прямо под этим абзацем, 2-часовая лекция, 2-дневный практический курс. Автор курса — Максим Ильяхов. Это заметки с курса от 16-17 апреля 2012 года, публикуются с разрешения автора.

Что такое информационный стиль?

Информационный стиль — это новости, инструкции, реклама (когда нужны не только эмоции)

Информационный стиль

  • лаконичный
  • однозначный
  • точный: “более 15 лет” vs “15 лет”
  • объективный (минимум “оценочных суждений”)

Рекламный стиль (стиль убеждения)

  • эмоциональный
  • яркий
  • личностный

Информационный стиль вовсе не претендует на универсальность.

Есть ещё разговорный, официально-деловой, научный, художественный, публицистический. Это разные стили. Если взять тексты в таком стиле и отжать их до инфостиля, они перестанут выполнять свою функцию.

Текст — не лучший и не универсальный инструмент

Иногда лучшим редакторским решением будет не писать ничего.

Почему текст вреден

  • Текст — это “узкий канал”. Картинку лучше представить картинкой.
  • Текст обладает линейной структурой. Схему лучше представить схемой.
  • В идеале — текста нет, потому что и так всё понятно и работает
  • Эмоции передаются с большими искажениями
  • Эффект “много букв”

Почему текст полезен

  • Точный
  • Тиражируемый
  • Абстрактный
  • Подключает воображение

Написано — не значит понято

Письмо: “Ваня! Почему не звонишь? Что с проектом? Юля.”

Любое письмо читается внутренним голосом с определенной интонацией. И эта интонация у отправителя и получателя разная. Инфостиль помогает справиться с этим.

Текст — идеальное средство для передачи абстрактного.

Мебель, связь, транспорт, погода, итерация, смысл, категория, любовь, сотрудничество, дружба, жизнь... Все эти вещи невозможно передать картиной/иконкой. Изображено всегда будет что-то конкретное.

Фальшь, честность и игра

Фальшь

Автор фальшивого текста отделяет себя от аудитории. Он представляет себе его язык, ценности, интересы и образ мыслей. Он представляет себе женщин старше 40 лет, сидящих в Одноклассниках. Автор считает себя умнее своего читателя, и снисходит до него в тексте. Аудитория становится объектом, над которым совершается действие. Никто не любит быть объектом.

Почему чувствуется фальшь?

  • Слишком нарочитый, ненатуральный язык.
  • Непоследовательные ошибки.
  • Вкрадчивые маркетинговые намеки.
  • Усердное продвижение лже-истории.
  • Постоянный акцент на преимущества.
  • Слова-маркеры

Действительно, вправду, по-настоящему, реально, гарантированный, клянусь, проверенный, стабильный, в любом случае, шокирующий, невероятный, все в ваших руках, вы узнаете, прямо сейчас, изменить жизнь, наконец-то, прочтите, попробуйте, не теряете, и всё!

Автор фальшивого текста слишком усердно убеждает нас в его правдивости. Автор хочет до нас донести. Ему очень нужно.

Самоконтроль: вы готовы подписаться под этим текстом и показать его маме?

Честность

Честность — универсальная и беспроигрышная стратегия информационного стиля. Автор честного текста говорит с читателем на равных, по делу и без заигрывания.

Автор честного текста говорит внятно, просто и по делу. Он пишет текст так, как бы он общался на работе — без кривляний, расшаркиваний, с уважением к чужому вниманию и времени, с соблюдением дистанции. Так общаются с равными.

Честно = не пытаемся ничего впарить. Пишем и плюсы, и минусы. Все утверждения только на основе подтвержденных данных. Читатель сам для себя выберет и решит. Ключевое слово “сам”.

Игра

Игра — это самое сложное. Это художественное произведение. Это высший пилотаж.
Игра увлекает читателя, только если понятны её правила и границы. Интеллигентный человек всегда чувствует рамки игры.

Автор игрового текста создает воображаемый образ. Он немного лукавит, но делает это нарочито, энергично и открыто, как в театре или цирке. Плохой автор — как плохой актер — излучает фальшь. Хороший автор показывает своим примером правила игры, и аудитория включается: как зритель или участник.

Например, (ранняя) рассылка АйМобилки. Бывает, игра цепляет, срабатывает на отлично. А в другой раз не цепляет. Или даже вызывает раздражение. Чтобы писать классный игровой текст, надо иметь культурный уровень много выше среднего.

Информативность: меньше слов, больше смысла

См. видео и лекцию по ссылкам в начале поста.

«Живой, энергичный слог всегда точен, краток и немногословен. В предложении не должно быть ненужных слов, в абзаце не должно быть ненужных предложений по той же причине, почему не нужны лишние линии на картине и лишние детали в механизме.”

Как повысить информативность

Сократить

  1. фразы с отглагольными существительными, канцелярские наименования;
  2. усиления и повторы;
  3. спорные и очевидные определения и обстоятельства;
  4. клише, разговорные междометия, лишние союзы и мусорные фразы, особенно использованные неверно;
  5. модальность (должно, можно, нужно, необходимо, не стоит, стоит) и местоимения;
  6. лишнюю информацию, лексические и синтаксические повторы;

Наполнить

  1. раскрыв гиперонимы (аппаратура, продукты, изделия, еда) и подобрав осмысленные глаголы;
  2. добавив недостающую информацию и расставив все по местам.

Нам помогут стоп-слова

Эти слова и выражения обычно работают балластом или используются не по назначению. Стоп-слово — признак неинформативного текста. Не обязательно его сразу удалять, но надо остановиться и подумать.

Междометия и восклицания

Усиляющие и обобщенные определения и наречия
абсолютный, безусловый, в целом, всякий, весьма, общий, около, разнообразный

Определения и наречия в принципе
активный, актуальный, взыскательный, длительный, знаковый, инновационный

Очевидные сущности, местоимения
вы, мы, посетитель, документ, сайт, страница, информация, меню, ссылка, здесь, тут

Клише и канцеляризмы
а также, в лучших традициях, как говорится, осуществлять, оказывать, принимать

Паразиты времени
в настоящий момент, в настоящее время, сейчас, нынче, на сегодняший день

Фразы с отглагольными существительными
делать, осуществлять, выполнять

Осуществлять деятельность по продажи -> продавать
Заниматься дистрибуцией товаров народного потребления на территории России -> поставлять.

Причастный обороты
отвечающего требованиям, обслуживающего население, доставляемых по России
...причастие напоминает разлагающийся трупик глагола...

Страдательный залог
поставляются, устанавливаются, обслуживаются

Качественные прилагательные
Несут какой угодно смысл, а значит никакого. “Высокая башня”, “богатый человек”, “качественный контент”, “известный консультант”. Насколько высокая и богатый? Высотой с 16-этажный дом. Имеет виллу на Лазурном берегу.

Модальность
Механически удалить из текста во всех формах: мочь, долженствовать, нуждаться.

Юмор и шутки
Давайте сначала научимся писать нормальные тексты, а затем уже будем в них шутить.

Сложные предложения
Предложения — разбить. Связки — убить.

Краткое руководство по обращению со знаками препинания

Многоточие...
В информационном стиле многоточие необходимо при опущении части цитат и в диапазонах значений.

Скобки
В скобках содержатся второстепенные пояснения, ремарки, дополнительные сведения. Скобки не меняют пунктуацию основного предложения. Точка в скобках ставится только когда фраза в скобках вынесена в отдельное предложение. Обилие скобок в тексте — признак слишком сложной структуры.

Кавычки
В русском тексте используются французские ёлочки и немецкие „лапки“, в английском — “двойные” и ‘одинарные’.

Дефис
Дефис используется в составных словах, приблизительных значениях и переносах.

Минус
Минус показывает отрицательные значения.

Тире
Тире — это и значительная пауза, и диапазон, и противопоставление, и отбивка цитаты, и реплика диалога, и замена скобкам, и опущенное сказуемое, и что угодно, — только не дефис и не минус.

Пробел
Точка и запятая требуют пробела после себя, в том числе в инициалах. Перед точкой и запятой пробелы не ставятся. Также они не ставятся вокруг тире, обозначающего диапазон значений. В каждом случае нужен один пробел (а не два и не три).

Точка — лучший знак препинания
Точка ставится в конце предложения. Так как список — тоже предложение, его тоже закрывает точка.

“Ничто так не входит в сердце читателя как вовремя поставленная точка”

Анатомия абзаца

Хороший абзац начинается с главной мысли. Следующие два-три предложения поддерживают эту мысль, потому что сама по себе мысль не всегда убеждает. Всегда хорошо дать пример. Закрывает абзац вывод. Абзац — как круглый снаряд: законченный, крепко собранный, самодостаточный.

Правило капрала: скажи, что ты собираешься сказать, скажи это, скажи это ещё раз.

Признак хорошего абзаца: вырванный из контекста, он продолжает работать.

Структура текста

  • Линейная: от начала к концу истории.
  • Параллельная: большие куски подряд.
  • Пирамидальная: от главного к второстепенному.

Параллельная структура

Это несколько историй, связанных общей темой. Куски можно переставлять местами без серьезного ущерба для смысла.

Пирамидальная модель текста

В письме

Главная мысль

Вывод по первому блоку аргументов.
Вывод по второму блоку аргументов.

Суть первого аргумента первого блока. Подробности.
Суть второго аргумента первого блока. Подробности.
Суть третьего аргумента первого блока. Подробности.

Суть первого аргумента второго блока. Подробности.
Суть второго аргумента второго блока. Подробности.
Суть третьего аргумента второго блока. Подробности.

Заключение.

В статье

Общий заголовок
Главная мысль

Вывод по первому блоку аргументов.
Вывод по второму блоку аргументов.

Подзаголовок

Суть первого аргумента первого блока. Подробности.
Суть второго аргумента первого блока. Подробности.
Суть третьего аргумента первого блока. Подробности.

Подзаголовок

Суть первого аргумента второго блока. Подробности.
Суть второго аргумента второго блока. Подробности.
Суть третьего аргумента второго блока. Подробности.

Заключение.

На сайте

Главная мысль общим заголовком

Вывод по первому блоку аргументов.
Вывод по второму блоку аргументов.
[Купить]

Суть первого аргумента первого блока заголовком.
Подробности. Подробности. Подробности.

Суть второго аргумента первого блока заголовком.
Подробности. Подробности. Подробности.

Суть третьего аргумента первого блока заголовком.
Подробности. Подробности. Подробности.

Суть первого аргумента второго блока заголовком.
Подробности. Подробности. Подробности.

Суть второго аргумента второго блока заголовком.
Подробности. Подробности. Подробности.

Суть третьего аргумента второго блока заголовком.
Подробности. Подробности. Подробности.

Подзаголовок заключения
Заключение.

[Купить]

С помощью пирамидальной модели сложно кого-то заинтриговать. Она не подходит для игрового стиля. Зато всё понятно.

Заголовки

Назывные
Просто обозначают, о чем пойдет речь. О компании, услуги, результаты исследования блох

Транзитивные
Сразу дают результат, какой из текста делается вывод. Например, Путин уволил министра чего-то там. “

Ни о чем
Дурацкие заголовки без связи с текстом и пользы для читателя. Бывает, для повышения кликабельности пишут всякий трэш. Или просто по глупости.

Игровые
Например, заголовок Утюг в подарок для статьи о маркетинговых акциях банков.

Примеры

esquire.ru — никакие заголовки, художественные, заигрывающие
lenta.ru — транзитивные заголовки, но не до конца: инфоповод обозначен, а суть — нет.
glavbukh.ru — чисто транзитивные заголовки. Сразу ясна суть.
maximilyahov.ru/soviet — чисто транзитивные. Сразу дают вывод.

Редактор и редакция

О чем думает редактор

О лицензиях, о правилах пользования, о документе “политика безопасности”, о разделе “помощь”, об альт-текстах и картинках, о текстах ошибок, ответах системы, письмах рассылки, о заголовках страниц, и тексте мелким шрифтом, о надписях на кнопках, о нестандартных случаях с данными, о неразрывных пробелах, предлогах, союзах и висячей пунктуации, о текстах и РСС-ленте, об объемах материалов и их разницах, о текстах ссылок и их адресации, о формате новостей и статей…

Пункты выписаны в случайном порядке, просто чтобы показать, о чем вообще можно думать в этой области.

Инструменты редактора

А. Э. Мильчин, Я. К. Чельцова
Справочник издателя и автора. Редакционно-издательское оформление издания

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
Под ред. В. В. Лопатина

В. С. Гиляревский, Б. А. Старостин
Иностранные имена и названия в русском тексте. Справочник

W. Strunk Jr., E. B. White
The Elements of Style

Редакционная политика

Крупные издания в какой-то момент сводят свои внутренние правила в книги. Правила разных издательств часто противоречат друг другу — это нормально. Главное, чтобы внутри издания соблюдались единые правила.

Например, внутренняя pdf’ка “Догма” газеты “Ведомости”. Если своей редполитики нет, вполне можно использовать эту. Скачать можно в веб-архиве Медиапедии (там ещё много всего интересного).

Редакционная политика всегда стоит выше языковых норм.

Пишут человеки, редактируют — боги

Редактор не имеет права на ошибку. Редактор — последняя линия обороны перед публикацией.

Итого

Смысл в этих заметках появляется, если делать и разбирать практические задания.

Сейчас прошло три месяца с тех пор, как я сходил на курс. Моё отношение к текстам полностью изменилось. Я стал видеть плохие тексты, научился превращать их в хорошие, а главное — могу объяснить что, как и зачем я делаю. Переписал половину текстов на сайте агентства, скоро перепишу остальные. Качество клиентских сайтов выросло ещё на ступеньку.

Вторую часть курса — про продающий текст, эмоции и разум — я оставлю за скобками. Это гораздо более сложная тема. На курсе была разобрана теория, теперь требуется очень много практики. Скорее всего, я смогу здесь подвести итог только через год. А пока вот совет Максима как писать рекламный текст.

Ещё раз ссылки из начала поста: почему дизайнер должен уметь писать текст, кейс, советы, 15-минутное видео, 2-часовая лекция, 2-дневный практический курс.

Upd. Максим Ильяхов обновил курс и опубликовал алгоритм работы над текстом.

Upd. 2: Что делать дальше: познакомиться со всеми советами и начать практиковаться.

Upd 3: Сервисы для подсветки стоп-слов: Главред (самый крутой), Test The Text и Стоп-слов.Нет.

Upd. 4: Что делать, если без стоп-слов текст кажется сухим, черствым, грубым и резким.

3 цитаты из Эркена Кагарова

Я верю, что любые цели достижимы. Вопрос в желании, и это самая большая проблема. У большинства людей нет силы в желаниях. Если мы чего-то хотим очень сильно, по-настоящему, и для этого что-то делаем, то это, безусловно, случается. В свое время это меня потрясло.

...

Правил, может, у меня нет, но то, что я считаю правильным и нужным, я стараюсь выполнять последовательно. Когда я жил в Ташкенте, я всегда ходил по тротуарам и не ходил по газонам. А это неудобно, когда ты молодой человек и все твои друзья идут напрямик, а ты обходишь. Это довольно странно выглядит. Но я считал, что люди не должны ходить по газонам, хотя в Ташкенте это бессмысленно, там все равно трава на них не растет. Но я это делал из соображений: если ты во что-то веришь, это надо соблюдать, иначе смысла в этом нет.

...

Мир движется вперед, вне зависимости от тех, кто находится у власти. Когда-то казалось, что СССР и США совершенно разные. Но сейчас, сравнивая фотографии Советского союза и Америки и 50-х 60-х готов, понимаешь, что многое очень похоже, потому что эпоха у планеты одна. Пройдет еще немного времени, в России сильно все изменится, трансформируется, будет немножко ближе к среднестатистическому по всему миру. Будет получше, полегче. От власти зависят только сроки. Но принципиально понятно, что будет все хорошо.

Источник: http://pcrd.livejournal.com/79755.html

 218   2012   цитаты

Как сделать хорошую презентацию

Чтобы сделать хорошую презентацию, нужно превратить её из доклада в интересную историю, сконцентрироваться на значимости проблемы и только тогда предлагать решение. Главное, чтобы презентация не была скучной. И ещё, подготовка хорошей презентации вряд ли займет меньше 90 рабочих часов.

Хорошая презентация может выглядет так:

Расскажите историю

Практически единственный способ удержать внимание людей — это рассказать им историю. История должна иметь начало, середину и конец. Если история будет без начала или без конца, получится плохая история и плохая презентация.

Начинайте планирование презентации с того, как бы её можно было интересно рассказать. Вообще относитесь к презентации больше как к сценарию небольшой постановки.

Если какая-то часть презентации не укладывается в историю, уберите эту часть совсем. Либо придумайте более подходящую историю.

Определите ключевую идею презентации

Если бы вы хотели, чтобы ваш слушатель вынес из презентации только одну идею, то что это за идея? Фокусируйтесь на продаже выгод, стоящих за продуктом.

Донесите до слушателя эту идею маскимально ясно, повторите её как минимум дважды за время разговора или выступления. Исключите пустые слова и профессиональный жаргон, чтобы улучшить ясность вашего сообщения.

Подберите 3 дополнительных аргумента

Создайте список из ключевых пунктов, которые вы хотите сообщить своей аудитории, касающихся вашего продукта, услуги, компании или инициативы.

Структурируйте этот список до тех пор, пока ключевых пунктов не останется три штуки. Это будет основа и план вашего выступления.

Для каждого из трех ключевых пунктов подготовьте риторические приемы, усиливающие воздействие. Это могут быть личные истории, факты, примеры, аналогии, метафоры, свидетельства третьих сторон.

Сформулируйте свои идеи как заголовки в стиле твиттера

Самые эффективные заголовки кратки (максимум 140 символов), конкретны и предлагают выгоду.

Помните, что ваш заголовок — это сообщение, которое предлагает вашей аудитории видение лучшего будущего. Это не про вас. Это — про них.

Заголовки должны быть такими, чтобы слушатели говорили ими со своими друзьями, а журналисты и блоггеры использовали их в своих статьях.

Предложите позиционирование

Любой человек в своей голове раскладывает всё по категориям и определяет место вещей в этих категориях. Помогите ему — предложите ему своё видение подходящих категорий и места вашего продукта в них.

Заставьте аудиторию почувствовать свою «боль»

Потратьте значительное время на подробное описание проблемы. Сделайте её осязаемой. Слушатель должен ощутить, насколько это серьезная проблема лично для него. Только так он станет заинтересован в вашем решении.

Представьте общего врага

Всегда раскрывайте проблему, прежде чем начать говорить о решении. Это можно сделать при помощи яркой картинки, изображающей болевые точки ваших потребителей.

Ещё лучше, если враг будет персонализирован — какой-то предмет, продукт, символ, бренд, персонаж.

Представьте героя

Как только вы определили врага — болевую точку ваших потребителей, опишите ясным языком, как ваша компания, продукт или услуга могут излечить эту боль.

Не стесняйтесь проявлять своё отношение и эмоции по отношению к герою — заражайте людей своим энтузиазмом.

Оживите презентацию

  • Пишите эффектные и убедительные заголовки
  • Проявляйте свою страсть к объекту презентации в словах
  • Подавайте материал тройками объектов — 3 новости, 3 этапа, 3 главных особенности...
  • Используйте метафоры и аналогии
  • Проводите демонстрации
  • Привлекайте к выступлению партнеров
  • Приводите свидетельства клиентов и третьих сторон
  • Делайте вставки видеоклипов
  • Используйте реквизит

Сделайте слайды легкими для восприятия

Избегайте списков с пунктами. Такие списки приемлемы на страницах, которые должны быть прочитаны, — книг, документов, писем. Они действительно хорошо организуют текст. Но в презентациях лучше использовать изображения.

Правило: один слайд — одна тема (+ фотография или картинка).

Учитесь создавать эстетичные слайды. Не нужно быть великим художником, чтоб насытить слайды графикой.

Сделайте цифры понятными и убедительными

Используйте данные для поддержки главной темы вашего выступления. При этом тщательно отбирайте те цифры, которые хотите представить. Цифр должно быть не очень много.

Сделайте ваши данные конкретными, значимыми и поместите их в такой контекст, чтобы слушатели смогли их примерить на себя. Используйте аналогии, чтобы сделать цифры более наглядными.

Если цифры не получается сделать понятными с первого взгляда, уберите их совсем.

Используйте живые слова

Избегайте пустых слов, модных словечек и жаргона. Любая фраза, похожая на маркетинговый штамп, должна быть убита. Редактируйте, редактируйте и ещё раз редактируйте.

Наслаждайтесь своими словами. Выражайте свой энтузиазм по отношению к вашему продукту при помощи описательных дополнений. «Иконки в Macintosh выглядят настолько вкусно, что их хочется лизнуть» — Стив Джобс может так говорить, потому что уверен в своих продуктах.

Соблюдайте правило десяти минут

Давайте мозгам ваших слушателей отдохнуть с помощью видеороликов, смены действующих лиц на сцене и т. д. Мозг любит разнообразие.

Поделитесь сценой

В момент выпуска нового продукта или услуги убедитесь, что у вас уже есть потребители, которые его протестировали и могут о нем рассказать. Обзоры в прессе также достаточно полезны. особенно в изданиях с высокой репутацией и популярных блогах.

Вставьте свидетельства потребителей в вашу презентацию. Самый простой способ — снять на камеру потребителя, говорящего о вашем продукте, и отредактировать запись так, чтобы она не превышала по длительности двух минут.

Публично благодарите работников, партнеров и потребителей. И делайте это часто.

Включите в свое выступление демонстрацию

Разрабатывайте демонстрацию продукта уже на стадии планирования выступления. Демонстрация должна быть короткой, нацеленной и значимой. Если вы можете привлечь к демонстрации человека из вашей команды, сделайте это.

Верьте в свою демонстрацию. Если ваш продукт имеет хоть какую-то развлекательную ценность, используйте это — проведите демонстрацию весело.

Представьте что-нибудь для каждого типа слушателей в вашей аудитории: визуалов, аудиалов, кинестетиков.

Улучшайте и репетируйте

Учитесь выступать со сцены

Обратите внимание на язык вашего тела. Сохраняйте визуальный контакт, открытую позу и используйте жестикуляцию. Не бойтесь задействовать руки. Исследования показывают, что жесты отражают процесс мышления и вызывают у слушателей доверие к оратору.

Меняйте манеру речи при помощи модуляции голоса, изменения её громкости и темпа. Дайте «дыхание» вашему тексту. Делайте паузы. Это лучший способ придания тексту драматизма.

Записывайте сами себя. Изучайте язык своего тела, слушайте свой голос. Наблюдение за своими записями — прекрасный способ улучшения навыков выступления.

Добейтесь непринужденности

Тренируйтесь, тренируйтесь и ещё раз тренируйтесь. Не принимайте ничего как само собой разумеющееся. Проверьте каждый слайд, каждую демонстрацию, каждое ключевое сообщение. Вы должны точно знать, что вы хотите сказать, когда вы это скажите и как будете это говорить.

Записывайте свои выступления. Потратьте пару сотен баксов на простейшую камеру и записывайте сами себя. Не надо записывать все выступление от начала до конца. Первые пять минут дадут вам кучу информации. Ищите отвлекающие жесты, неправильный язык тела и неправильности речи — особенно слова-паразиты. Обязательно постарайтесь привлечь кого-нибудь к просмотру записей.

Используйте «метод корзин» для подготовки к сложным вопросам. Вы увидите, что большинство вопросов попадают в одну их семи категорий — поэтому вам достаточно заранее выделить их и подготовить по одному развернутому ответу на каждую тему.

Отбросьте сценарий

Не читайте заметки. Исключение — особые случаи, когда нужно точно воспроизвести какой-то процесс, например во время демонстрации.

Когда вы вынуждены читать заметки, не пишите ничего, кроме трех-четырех пунктов крупным шрифтом, на одной карточке. Сделайте отдельную карточку для каждого слайда. Если вы используете заметки для оратора в программе для подготовки презентаций, ограничьтесь тремя или четырьмя пунктам на слайд. А ещё лучше — одним.

Используйте изображение на слайде в качестве подсказки для ключевой темы, связанной с данным слайдом. Один слайд — одна тема.

Получайте удовольствие

Рассматривайте свое выступление как инфотейнмент. Ваша аудитория хочет и научиться чему-то, и развлечься. Наслаждайтесь сами своим выступлением. Это — шоу!

Никогда не извиняйтесь. Вы ничего не приобретете, если привлечете внимание к проблеме. Если возникнет проблема, признайте её существование, улыбнитесь и двигайтесь дальше. Если это не было очевидно ни для кого, кроме вас, не привлекайте внимания к этому.

Измените свою «точку отсчета». Если что-то не идет точно так, как планировалось, это не становится неправильным до тех пор, пока вы сами не позволите выступлению «сойти с рельсов». Удерживайте в сознании общую картину и наслаждайтесь общением с аудиторией.

Базовая структура презентации

Вступление (~10% внимания и времени) — кто вы и почему именно вы сейчас здесь обо всем этом будете говорить

Проблема (~60% внимания и времени) — аудитория должна понять и прочувствовать проблему для себя

Решение (~25% внимания и времени)

Часть 1

  • Подпроблема
  • Решение
  • Доказательство

Часть 2

  • Подпроблема
  • Решение
  • Доказательство

Часть 3

  • Подпроблема
  • Решение
  • Доказательство

Завершение (~5% внимания и времени)

  • Резюме: 3-4 пункта, начиная с проблемы (кто борется с кем и за что)
  • Призыв к действию
  • Во имя чего

Это не единственная возможная структура презентации, но с такой структурой, скорее всего, получится неплохо.

Чек-лист для проверки сделанной презентации

О чем речь?

  • В чем цель, что мы хотим от людей?
  • В чем главная мысль?
  • Какие мысли поддерживают ее?
  • Какие ценности на кону? Что им нужно?
  • В чем проблема?

В чем наша проблема / антитезис / враг?

  • В чем проблема аудитории?
  • Проблема конкретна, осязаема?
  • В чем наши недостатки? Выбор реален?
  • Чего не хватает?

Введение—Проблема—Решение—Завершение?

  • Решение убедительно?
  • Завершение: Резюме, Действие, Ценности?
  • Что можно выкинуть?

И ещё

Сценарий презентации пишется с завершения.

Приступая к подготовке презентации, не включайте компьютер. Доска, бумага, майндмэпы.

Каждая презентация — это шоу! Иначе зачем презентация? Просто пошлите письмо.

Режьте лишнее смелее. Если что-то не ложится в структуру — выкидывайте!

Материалы по теме

Я начинал с книги Кармина Галло «iПрезентация: уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса». Также произвела впечатление презентация про PowerPoint.

Стоит посмотреть лучшие выступления и сам формат конференций TED, можно взглянуть на лучшие презентации на сайте SlideShare.

Неплохо раскрыл тему Максим Ильяхов: не делайте презентации. А если делаете — начинайте со структуры.

Реальное погружение в тему пошло после ЖЖ Алексея Каптерева, его книги и семинаров.

Очень-очень пригодится информационный стиль.

Больше всего дала работа над презентациями с Алексеем Бурбой. Вот что у нас получилось. А потом ещё.

P.S. Добавляйте в комменты примеры хороших презентаций.

Блог переехал на Эгею

Сегодня, в ночь с 24 на 25 июня 2012 года мой блог преехал на новый адрес и новый движок.

Почему так

Захотелось ручками в коде покопаться. Я последний раз редактор кода всерьез открывал года два назад. А здесь прямо раздолье! Сражался с хостингом и ДНС, ковырял кодировки, искал недостающий модуль php, изучал новый шаблонизатор, ставил аналитикс и социокнопочки, а потом их связывал. Обязательное условие — делать всё самому. Можно спрашивать о чем-то технологов, но никаких тасков ставить нельзя. За несколько выходных справился.

Получил массу удовольствия! Это как сначала загнать внедорожник в самую глубокую грязь, а потом его оттуда георически выкопать. Особый кайф :)

Спасибо Максу Дорофееву за идею кодотерапии для менеджеров. В следующий раз будем мучить Иллюстратор.

Спасибо Илье Бирману за создание Эгеи. Это очень красивый и умный движок, мне нравится.

 395   2012  

На что подписаться

Свежесть информации сильно переоценена. Самые-свежие-новости всегда проигрывают хорошим книгам. Лучше ни на что не подписываться. Но если очень хочется, то вот мой список подписок, имеющих приемлемое соотношение сигнал/шум:

  1. РСС-канал избранных дизайнерских работ по версии редакции Ревижн. Это просто находка!
  2. «Советы» на сайте Бюро Артема Горбунова — о дизайне, тексте и взаимоотношениях с клиентами.
  3. Новости Студии Артемия Лебедева — стоит изучать работы и процесс создания.
  4. Людвиг Быстроновский — арт-директор Студии, мог бы претендовать на звание самого адекватного человека планеты. Почитайте хотя бы «прямой эфир» создания схемы метро.
  5. Little Big Details — публикуют по одной приятной детальке интерфейса в день.
  6. Алексей Каптерев — пишет о презентациях и личном развитии.
  7. Блог Проектората — бюро проектирования сайтов и приложений.
  8. Николай Товеровский — ведущий дизайнер Бюро Горбунова.
  9. Блог Максима Ильяхова — ответственный редактор Бюро, автор рассылки Мегаплана.
  10. Рубрика «Что почитать на выходных» и другие посты в блоге Ильи Бирмана.
  11. Alexmoskalyuk.livejournal.com — читайте завтра на Хабре.
  12. Артемий Лебедев — выцепляйте полезное, например.
  13. Федор Овчинников рассказывает о развитии ДоДо-пиццы с нуля до 2500 пиццерий (в плане).
  14. Константин Сонин — один из ведущих российских экономистов-теоретиков, экс-профессор РЭШ.

Хабр можно добавить в список, если зарегистрироваться, выбрать только полезные хабы и достать RSS-ссылку на свою ленту.

Для чтения раньше использовал Google.Reader, а теперь Feedly + Reeder, а теперь Feedly + Feedly и ещё расширение к Хрому для быстрой подписки.

Хотя вот смотрю я на все эти ссылки, и понимаю, что прекрасно обошёлся бы первыми тремя, четырьмя, пятью, черт! Когда-нибудь я их всех повычеркиваю. А пока так :-)

Upd. Людвиг рассказывает о своём опыте отказа от чтения новостей: в целом, доволен.

Upd 2. Стоит подписаться на рассылку Мегаплана по почте, чтобы знать, какие бывают рассылки!

«Человек, который принял жену за шляпу» Оливера Сакса

Нарезка одной главы:

С миссис С., интеллигентной шестидесятилетней женщиной, случился обширный инсульт, затронувший внутренние и задние отделы правого полушария мозга. Важно заметить, что ее умственные способности и чувство юмора при этом совершенно не пострадали.

Время от времени миссис С. жалуется, что сестры забывают поставить на ее поднос десерт или кофе. Когда они отвечают, что и то и другое на подносе слева, она не понимает и налево не смотрит. Если мягко повернуть ее голову, так чтобы десерт попал в правую, сохранившуюся половину зрительного поля, она восклицает: «Ах, вот он где! Да откуда же он тут взялся?!»

Миссис С. бесповоротно утратила идею «левой стороны» — как в отношении мира, так и в отношении своего собственного тела. Иногда она ворчит, что ей дают слишком маленькие порции, но это происходит оттого, что она берет пищу только с правой половины тарелки. Ей и в голову не приходит, что у тарелки имеется левая половина. Решив привести в порядок внешность, она красит губы и пудрится тоже только справа, а к левой стороне лица вообще не притрагивается. Помочь ей тут практически невозможно, поскольку никак не удается привлечь ее внимание к нужному месту. Умом она, конечно, понимает, что что-то не в порядке, и порой даже смеется над этим, но непосредственного знания у нее нет.

На помощь ей приходят интеллект и дедукция. Она выработала различные стратегии, позволяющие действовать в обход дефекта. Не имея возможности смотреть и поворачиваться влево, она разворачивается вправо. Для этого она заказала вращающееся креслокаталку и теперь, не обнаружив чегонибудь на положенном месте, крутится по часовой стрелке до тех пор, пока искомое не окажется в поле зрения. Так она легко справляется с неуловимым десертом. Если ей кажется, что на тарелке не хватает еды, она тоже начинает вертеться вправо. Доехав по кругу до недостающей половины, она съедает ее, точнее, половину этого количества, и таким образом утоляет голод. Если миссис С. все еще голодна или если у нее есть время обдумать ситуацию, она догадывается, что поймала только половину ускользнувшей от нее половины; в этом случае она совершает еще один оборот, находит оставшуюся четверть и опять рассекает ее надвое.

С удовольствием привожу четкие и выразительные формулировки редактора этого сборника Марселя Мезулама:

Если игнорирование принимает особо тяжелые формы, пациент ведет себя таким образом, словно половина его вселенной внезапно перестала существовать в какой бы то ни было осмысленной форме… Пациенты, упускающие часть зрительного поля, действуют не просто так, словно в левой области пространства ничего не происходит, но как будто там в принципе не может случиться ничего хоть маломальски важного.

Нарезка другой главы:

Стивен Д., двадцати двух лет, студент-медик, наркоман (кокаин, PCP, амфетамины). Однажды ночью — яркий сон: он — собака в бесконечно богатом, «говорящем» мире запахов. («Счастливый дух воды, отважный запах камня»). Проснувшись, обнаруживает себя именно в этом мире («Словно все вокруг раньше было чернобелым — и вдруг стало цветным»).

У него и в самом деле обострилось цветное зрение («Десятки оттенков коричневого там, где раньше был один. Мои книги в кожаных переплетах — каждая стала своего особого цвета, не спутаешь, а ведь были все одинаковые»). Усилилось также образное восприятие и зрительная память («Никогда не умел рисовать, ничего не мог представить в уме. Теперь — словно волшебный фонарь в голове. Воображаемый объект проецирую на бумагу как на экран и просто обрисовываю контуры. Вдруг научился делать точные анатомические рисунки»). Но главное — запахи, которые изменили весь мир («Мне снилось, что я собака, — обонятельный сон, — и я проснулся в пахучем, душистом мире. Все другие чувства, пусть обостренные, ничто перед чутьем»). Он дрожал, почти высунув язык; в нем проснулось странное чувство возвращения в полузабытый, давно оставленный мир.

— Я забежал в парфюмерную лавку, — продолжал он свой рассказ. — Никогда раньше запахов не различал, а тут мгновенно узнавал все. Каждый из них уникален, в каждом — свой характер, своя история, целая вселенная. Оказалось, что он чуял всех своих знакомых:

— В клинике я обнюхивал все пособачьи, и стоило мне потянуть носом воздух, как я не глядя узнавал два десятка пациентов, находившихся в помещении. У каждого — своя обонятельная физиономия, свое составленное из запахов лицо, гораздо более живое, волнующее, дурманящее, чем обычные видимые лица. Ему удавалось, как собаке, учуять даже эмоции — страх, удовлетворение, сексуальное возбуждение… Всякая улица, всякий магазин обладали своим ароматом — по запахам он мог вслепую безошибочно ориентироваться в Нью-Йорке.

Его постоянно тянуло все трогать и обнюхивать («Только на ощупь и на нюх вещи понастоящему реальны»), но на людях приходилось сдерживаться. Эротические запахи кружили ему голову, но не более, чем все остальные — например, ароматы еды. Обонятельное наслаждение ощущалось так же остро, как и отвращение, однако не в удовольствиях было дело. Он открывал новую эстетику, новую систему ценностей, новый смысл.

— Это был мир бесконечной конкретности, мир непосредственно данного, — продолжал он. — Я с головой погружался в океан реальности. Он всегда ценил в себе интеллект и был склонен к умозрительным рассуждениям, — теперь же любая мысль и категория казались ему слишком вычурными и надуманными по сравнению с неотразимой непосредственностью ощущений.

Через три недели все внезапно прошло. Ушли запахи, все чувства вернулись к норме. Со смесью облегчения и горечи Стивен возвратился в старый невзрачный мир выцветших переживаний, умозрений, абстракций.

— Я опять такой, как раньше, — сказал он. — Это хорошо, конечно, но есть ощущение огромной утраты. Теперь понятно, чем мы жертвуем во имя цивилизации, от чего нужно отказаться, чтобы стать человеком.

Оливер Сакс — невролог, пишет о своих пациентах, об их болезнях, о том, как функционирует их мозг, заодно наводя на мысли о том, как функционирует наш.

Например, про человека, который не способен воспринимать целостные визуальные образы. Для него весь мир — это набор слабо связанных абстрактных деталей.

Или про пациента, который за минуту забывает все, произошедшее с ним только что. Он помнит свое прошлое до 19 лет, и даже считает это время настоящим, но в реальности прошло еще 30 лет, которые ему не доступны. Если показать ему зеркало, у него наступает шок, потому что там 50-летний мужик вместо молодого него... Но уже через минуту он забывает и это.

И еще много примеров людей, которые думают и чувствуют числами, обладают абсолютной памятью, видят сны из прошлого... Безумно интересно!

 282   2011   книги

«Финансист», «Титан», «Стоик» — «Трилогия желания» Теодора Драйзера

Спекуляции, манипулирование рынком, городские железные дороги, акции, облигации, городское казначейство, финансовые махинации, онкольные ссуды, биржевая паника, банкротство, суд, тюрьма, снова паника, капитал, монополии, тресты, концессии, концессии, концессии, строительные подряды, вывод активов, ущемление прав миноритарных акционеров, подкуп чиновников, шантаж, черные избирательные технологии, подтасковка результатов выборов, власть, пресса, манипуляция общественным мнением, высшее общество, аристократия, женщины и мораль. США, вторая половина 19 века. Капитализм как он есть.

Отповедь финансистам Чикаго:

Добрый вечер, джентельмены, — произнес он, направляясь к стулу, на который ему указал мистер Арнил. — Недурная погодка для совещания. Мне ещё никогда не доводилось видеть такого количества соломенных шляп на чьих-либо похоронах. Насколько я понимаю, сегодня вы собрались здесь, чтобы похоронить меня. Да, я могу погасить свои ссуды, однаком не советую ни вам, ни кому-либо из присутствующих требовать, чтобы я их сейчас погасил. — В голосе его, невзирая на беспечный тон, каким сказаны были эти слова, прозвучали угрожающие нотки — я знаю, зачем созвано это совещание. Все эти джентельмены, которые сидят, словно воды в рот набрав, — просто пешки в ваших руках, мистер Хэнд, и в ваших, мистер Арнил, мистер Шайхарт и мистер Мэррил. Я знаю, как вы спекулировали на акциях «Американской спички» и сколько вы на этом потеряли. А теперь, чтобы спасти себя от дальнейших потерь, вы решили принести меня в жертву. Так вот, имейте в виду, — тут Каупервуд поднялся, и его статная фигура теперь возвышалась над всеми, — вам это не удастся. Я не стану таскать для вас каштаны из огня, и сколько бы вы ни созывали своих приспешников на совещания, вам меня к этому не принудить. Хотите знать, что делать? Я вам скажу. Закройте завтра с утра чикагскую биржу и держите её под замком в течение нескольких дней. Предоставьте Хэлла и Стэкпола их судьбе или поддержите их, у вас четверых хватит на это средств. А нет, так хватит у ваших банков. Но если завтра хоть одна из взятых мною ссуд будет востребована, прежде чем я пожелаю оплатить её, я выпотрошу все банки в Чикаго. Вот тогда у вас действительно будет паника, такая, какая вам и не снилась. Всего наилучшего, джентльмены.

Подкуп:

Господин губернатор, я пришел сюда, чтобы подкупить вас, если мне это удастся. Я не разделяю ваших идеалов. Я не верю, что в конечном счете от них может быть какой-нибудь прок. Вероятно, есть ещё много такого, во что вы верите, а я нет. А жизнь, быть может, и совсем не похожа на то, как вы или я её понимаем. Независимо от этого, вы вызываете во мне гораздо больше симпатии, чем большинство людей. Я готов одолжить вам сто тысяч долларов, так-как знаю, что вы сейчас в этом нуждаетесь, или двести, триста, четыреста тысяч — сколько потребуется. Вам нет нужны возвращать мне эти деньги, но, если хотите, можете и возвратить. Как вам будет угодно. В портфеле, который судья Дикеншитс оставил вчера в вашем сейфе, лежит триста тысяч долларов наличными деньгами. У Дикеншитса не хватило духу сказать вам об этом. Подпишите законопроект и дайте мне возможность одолеть моих врагов, которые мечтают сейчас одолеть меня. В дальнейшем я буду поддерживать вас всеми имеющимися в моем распоряжении средствами — и деньгами и влиянием — в любой политической компании, в которой вы захотите принять участие, будь то выборы в сенат штата или в американский конгресс.

Захват газовых предприятий:

Больше всего привлекали Каупервуда газовые предприятия Чикаго: тут представлялась возможность захватить исподтишка великолепный источник наживы — завладеть никем ещё не занятой областью и установить там своё безраздельное господство. Получив концессию, — каким путем, читатель догадается сам, — он мог предстать перед местными газопромышленниками и потребовать капитуляции и раздела награбленного. В то время освещение города находилось в руках трех газовых компаний. Каждая из них обслуживала свой район или, как говорили в Чикаго, «сторону» — Южную, Западную и Северную. Сначала Каупервуд намеревался скупить акции всех трех компаний и слить их в одну. Он пологал, что предложив за акции втрое или даже вчетверо больше, чем они стоили по курсу, он сумеет завладеть контрольными пакетами. А затем, после объединения компаний, можно будет выпустить новые акции на огромную сумму, расплатиться с кредиторами и, сняв богатый урожай, остаться самому во главе дела.

Организация дела:

Он положил себе за правило: обеспечивать себе в любой акционерной компании, которую он возглавлял, по меньшей мере пятьдесят один процент акций и вдобавок пятьдесят один процент акций разных дочерних предприятий, которые он всегда учреждал и которыми управлял через подставных лиц. Так, например, для электрификации задуманной линии он решил учредить особую компанию по оборудованию и постройке подземных станций, которая получила бы контракт специально на электрификацию линии Чаринг-Кросс. Подобным же образом он думал организовать дочерние компании по поставнке вагонов, рельсов, стальных деталей, оборудования для станций и т. п. В процессе постройки и оборудования каждого отдельного участка сети доходы этих вспомогательных компаний будут неизменно расти; это-то и есть тот основной рычаг, при помощи которого можно выкачивать из дела колоссальную прибыль.

Про свою роль:

Так уж устроен мир, и не ему его исправлять. Пусть всё идет своим чередом! Его задача — завоевать себе место в жизни и удержать его. Для этого нужна сила. И быстрый ум. У него есть и то, и другое. «Мои желания — прежде всего» — таков был девиз Каупервуда. Он мог бы смело начертать его на щите, с которым отправлялся в битву за место среди избранников фортуны. Настоящий человек — финансист — не может быть орудием в руках другого. Он сам пользуется таковым. Он создает. Он руководит.

«Цель: процесс непрерывного совершенствования» Элияху Голдратта

Фундаментальные способности, которыми должен обладать любой управленец, — умение ответить на вопросы «что менять?», «на что менять?» и «как менять?». Выдающийся менеджер должен уметь проникать в суть проблемы даже в самой сложной ситуации, уметь выдвигать и проверять решения, которые реально устраняют негативные эффекты, не создавая новых, и, главное, уметь осуществлять радикальные перемены гладко, не вызывая сопротивления со стороны окружающих, а, наоборот, вызывая у них лишь энтузиазм.

В этом ему может помочь «процесс непрерывного совершенствования»:

  1. Выявить ограничения системы — «узкие места», определяющие эффективность работы всей системы.
  2. Решить, как с максимальной пользой эксплуатировать ограничения системы.
  3. Подчинить все остальное принятому решению.
  4. Снять органичения системы.

Если, в итоге, ограничение исчезает, вернуться к 1 этапу, но при этом не позволить инерции мышления мешать дальнейшему совершенствованию.

Аймобилко, Яндекс.Маркет, Боффо, Озон.

 343   2011   книги
Ранее Ctrl + ↓